26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, русская революционерка, советский партийный, общественный и культурный деятель

Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?

26 февраля

Надежда Константиновна Крупская, так уж сложилось, ассоциируется больше с именем вождя революции Владимира Ульянова-Ленина. Она была его супругой, верной соратницей, секретарем, помощницей… Но вспоминать о Крупской исключительно в этом ключе немного обидно, ведь заслуга Крупской в том развитии, которое получило советское государство, несравнимо более серьезна.

Н. К. Крупская

Н. К. Крупская. Фото: общественное достояние

Вот вам несколько фактов о том, чем мы и наши дети обязаны Надежде Константиновне Крупской.

Советское образование

То самое, которое было лучшим в мире, и о котором с ностальгией и сожалением любят вспоминать сегодня, когда образование напоминает скорее хаос, чем систему.

Именно Надежда Крупская, не имея возможности по здоровью иметь собственных детей, посвятила всю свою жизнь созданию в советской России новой системы образования. Она много изучала то, как школьное дело организовано в европейских странах, много читала труды великих педагогов прошлого, делала выводы, а в 1915 году опубликовала труд «Народное образование и демократия». Став в 1917 году членом Государственной комиссии по просвещению, а после — председателем Главполитпросвета, Надежда Константиновна вплотную занялась формированием системы советского образования и просвещения.

Все то, на чем базировалась система образования и воспитания в Советском Союзе, было сформулировано в свое время именно Крупской. Именно Надежда Константиновна утверждала, что «воспитание в школе не может осуществляться в отрыве от семьи», а также то, что не следует «ограничивать женщину только воспитанием детей», что нельзя «отрывать женщину от широкой общественной жизни».

Крупская

Н. К. Крупская, 1890-е гг. Фото: общественное достояние

Именно желанием облегчить жизнь работающим матерям была продиктована инициатива Крупской по созданию по всей стране сети детских яслей, детских садов и площадок. По инициативе Крупской открывались ночные группы в детских садах, где женщины, работавшие в ночные смены, могли оставить детей. В парках и на бульварах начали строить детские площадки, в рабочих клубах открывались детские комнаты. Ничего подобного в дореволюционной России не было.

Советское образование, созданное на основе трудов Крупской, не имело аналогов по эффективности нигде в мире

Крупская ушла в тень после смерти Ленина, многие связывают это с тем, что Сталин не питал к Надежде Константиновне особой симпатии. Но после смерти Сталина государство снова обратило внимание на труды Крупской по педагогике, на ее идеи, и эти идеи начали массово претворять в жизнь.

В итоге именно благодаря Надежде Крупской сформировалось и успешно функционировало столько лет то самое советское образование, аналогов которому по эффективности не было нигде в мире.

Внимание к вопросу абортов

Надежда Константиновна считала очень важным обратить внимание на проблему абортов. Строго запрещать аборты она считала неправильным подходом, поскольку суть проблемы видела в тех условиях жизни, которые подталкивали женщин к прерыванию беременности часто с огромным риском для жизни. Улучшение социального положения женщины – вот, что стояло приоритетным в идеях Крупской, именно это она считала самым важным.

Н. Крупская с пионерами

Н. К. Крупская с пионерами, 1927 г. Фото: общественное достояние

Борьба с неграмотностью

На 1923 год в России неграмотными оставались 111 миллионов человек из 133 миллионов населения. В селах и деревнях не было ни детских садов, ни школ, возможностей для получения образования для детей крестьян практически не существовало. Ставя перед государством задачу организовать в сельской местности детские сады, Крупская обращала особое внимание на то, что дети в таких учреждениях должны быть обеспечены максимальными условиями для развития и образования. Надежда Константиновна не просто ставила такие задачи: она добивалась, чтобы они были реализованы по всей стране, а ведь это было время послевоенной разрухи!

Среди идей Крупской были: совместное обучение девочек и мальчиков, бесплатное образование для детей из всех социальных слоев, трудовое образование. Когда же в двадцатые-тридцатые годы в школы решили не принимать детей священников, кулаков, дворян, Крупская встала на их защиту: она заявила, что

«Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста».

Бесплатное питание для школьников – это тоже предложение Надежды Крупской. И не только питание: она говорила о том, что детям должны в школах бесплатно выдавать учебники и учебные пособия, а также школьную форму. Эти ее принципы до сих пор частично сохранились в системе образования.

Крупская

Н. К. Крупская. Фото: общественное достояние

Организация детских летних лагерей труда и отдыха – тоже идея Крупской, правда, поначалу это называли «летними школами». В таких лагерях дети должны были на полном государственном обеспечении отдыхать, поправлять здоровье, заниматься спортом и проходить начальное трудовое обучение. Сегодня подобных лагерей осталось меньше, чем было в советские времена, но счастье, что они все еще существуют.

Пионерская организация, школьное самоуправление – это тоже идеи Надежды Константиновны Крупской. Изучая опыт западных школ, она замечала, что не поддерживает тот факт, что дети в таких школах – каждый сам по себе и сам за себя, и выступала за коллективизм, за развитие у ребенка чувства коллектива, за его социализацию. Но и индивидуальность ребенка Крупская не отрицала: она считала, что индивидуальный подход к ребенку – один из важнейших принципов образования.

Крупская считала, что индивидуальный подход к ребенку – один из важнейших принципов образования

Детские дома для творчества и досуга детей – еще одна важная идея Крупской. Современные центры развития – потомки тех самых домов, которые после стали Дворцами пионеров. Современные клубы, кружки, секции – этим мы тоже обязаны Надежде Константиновне, правда, сейчас бесплатных почти не осталось.

Н. К. Крупская

Н. К. Крупская. Фото: А. М. Богданов, Государственный исторический музей

Соски-пустышки

Может, это смешно звучит, но появление сосок-пустышек было для многих матерей советской страны огромным подарком. Работу по внедрению сосок-пустышек Крупской помогал организовать младший брат вождя революции Дмитрий Ильич Ульянов, который был наркомом здравоохранения. До этого момента среди матерей был практика использовать мякиши из хлеба как «успокоительное» для детей, и это было чревато очень часто возникновением воспаления у детей, которое могло заканчиваться летально. Крупская огромное внимание уделяла личной гигиене матерей, ее усилия окупились с лихвой и помогли спасти тысячи жизней.

Вот такая это была удивительная женщина: умница с большим сердцем и очень светлой головой. Очень жаль, что в большинстве своем современные поколения граждан нашей страны не знают, да и не хотят знать о ней больше того факта, что она была супругой Владимира Ильича Ленина, а люди, стоящие во главе современной системы образования, забыли многое из того, чтобы было внедрено Крупской и давало свои несомненные плоды.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru