19 декабря 1944 года родилась актриса театра и кино Анастасия Вертинская

Анастасия Вертинская: секреты красоты «советской актрисы с антисоветской внешностью»

19 декабря

Анастасия Александровна Вертинская, дочь своего знаменитого отца Александра Вертинского, первая любовь своего знаменитого первого мужа Никиты Михалкова и мать своего знаменитого сына Степана Михалкова, привлекает внимание поклонников, зрителей, критиков, фотографов, журналистов, просто мужчин до сих пор, хотя в 2024 году празднует очередной, довольно солидный юбилей — 80 лет.


Анастасия Вертинская. Фото: kinopoisk.ru

И неслучайно Анастасию Вертинскую называют одной из красивейших актрис советского кино, причем об этом говорят не только журналисты или таблоиды (любители составить разного рода «ТОПы» красоты) — об этом с восхищением говорят ее коллеги по цеху, и не только мужчины, но и женщины тоже.

При этом Анастасия Вертинская известна своим довольно ярким характером, о котором с не меньшим восхищением вспоминают все, кто когда-либо работал с актрисой.

Сегодня предлагаем несколько интересных мнений коллег-артистов и режиссеров о красоте и характере Анастасии Вертинской. Возможно, они помогут получше узнать актрису, образ которой намного шире, многограннее и ярче, чем ее самые известные роли.

Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей РФ, народный артист России

Александр Александрович говорит об Анастасии Александровне с большим уважением и трепетом. Он вспоминал о том, как влет расходились из продажи фотокарточки с Вертинской (было раньше модно коллекционировать фото советских актрис и актеров), и как буквально все девчонки огромной страны мечтали быть похожей на Вертинскую.

«Тогда еще не принято было называть звездами своих кумиров, но если быть точным, то настоящей звездой была именно она, эта еще девочка, которую так красиво звали, — Анастасия Вертинская».

Калягина восхищала даже не столько красота Вертинской, а то, что вся эта слава, свалившаяся на ее голову, все это всенародное повальное восхищение не зародило в ней «звездную болезнь», не испортило ее характер.

«Взрослый человек проходит испытание славой с трудом, ведь не зря говорят, что «пройти сквозь огонь, воду и медные трубы» удается не каждому, и особенно сложно даются «медные трубы», а эта девочка выдержала испытание так легко и достойно. Уже тогда она была потрясающе сильным и умным человеком».

Нина Чусова, главный режиссёр Свердловского академического театра музыкальной комедии

Нина Владимировна, благодаря которой Анастасия Вертинская вновь вышла на сцену после тринадцатилетнего перерыва, чтобы сыграть в ее постановке «Имаго», говорила о том, что с такими актрисами, как Вертинская, работать очень сложно.

«Конечно, это был определенный риск — делать спектакль с такой звездой. Ведь всегда могли сказать: «Ну, все ясно, Вертинская — она и есть Вертинская, просто Чусова не смогла ее раскрыть». 

Она говорила о том, что у таких актрис есть наработки и стереотипы, от которых они очень тяжело отказываются. А о внешности Анастасии Вертинской Нина Владимировна говорит и вовсе с восхищенным удивлением:

 «Это инопланетянка… Ощущение, что она соткана из какого-то абсолютно другого материала»

Виталий Вульф, телеведущий, искусствовед, критик

Виталий Яковлевич не был случайным человеком в кругу знакомых Анастасии Вертинской. Посвящая актрисе одну из передач цикла «Мой серебряный шар», Вульф говорил, что эту передачу он считает одной из самых успешных, поскольку не просто знаком лично с Анастасией Александровной, но их связывают давние дружеские отношения. Более того, Вульф представлял интересы Вертинской как ее юрист на бракоразводном процессе с Никитой Михалковым в 1969 году. И даже свидетельство о разводе хранилось у Вульфа: Вертинская забирать документ отказалась.

«Я смотрел на неё и думал: какой удивительный человек, талантливый во всём! Яркая, острая, с невероятным чувством юмора. — Всё сохранилось. И выглядит первоклассно». 

Виталий Яковлевич отмечал, что Анастасии Вертинской удалось сохранить с годами не только свою красоту, но и уникальный характер, умение держать себя, чувство собственного достоинства.

Валерий Плотников, фотограф

Валерий Федорович является автором очень известных фотосессий, которые и сейчас узнаваемы. Будучи специалистом по портретной съемке, Валерий Плотников работал с Владимиром Высоцким, Лилей Брик, Юрием Богатыревым, Сергеем Параджановым, Аллой Пугачевой и, конечно, Анастасией Вертинской. Его работы можно встретить за подписью «Валерий Петербургский».

Валерий Плотникову было непонятно стремление режиссеров снять Анастасию Вертинскую в роли трепетных дев, «княгинюшек»: он разглядел в ней иную суть.

«Настя как актриса пала жертвой и собственной фамилии, и происхождения, а самое главное — узостью мышления наших режиссеров. Все видели ее графинюшкой, княгинюшкой, а сама Настя Вертинская про себя совершенно точно знала и в узком кругу нередко повторяла, что она по своей сути... ведьма!». 

Валерий Федорович признавался, что в его архиве есть очень много фотографий Вертинской, которые никогда не будут опубликованы, по ее просьбе. Как у фотографа, у него профессиональный взгляд на ее красоту и на красоту в принципе, а вот о характере актрисы фотограф говорит очень интересно:

«Настя спокойно и несуетно смотрит на нынешнюю жизнь. В ее позиции явно ощущается духовная высота, достоинство, гордость. И все же, все же... Меня не покидает ощущение, что ее актерская да и женская судьба могла бы сложиться счастливей. Но это всего лишь взгляд ее старого друга-фотографа».

Секреты красоты Анастасии Вертинской

Многие ее коллеги отмечают, что для своего возраста Вертинская выглядит потрясающе, что ей удалось с достоинством пронести свою красоту через годы и сохранить ее. Интересно с этой точки зрения узнать о секретах красоты Анастасии Вертинской, которые она в разные годы раскрывала в немногочисленных своих интервью.


Анастасия Вертинская. Фото: kinopoisk.ru

Во-первых, Вертинская всегда говорила о том, что «все идет изнутри», и каждый в старости получает именно то лицо, которое заслужил.

«Я верю, что на лице отражается все: твоя жизнь, твой характер, твои поступки. В этом смысле считаю «Портрет Дориана Грея» провидческим произведением. Я знаю актрис, которые в молодости были очаровательными красотками. А потом жизнь сложилась так, что им приходилось много бороться. В результате заложились носогубные складки, появилось выражение стервозности, и это уже не преодолеешь».

Во-вторых, Анастасия Александровна – большая поклонница массажа, она его любит гораздо больше, чем, к примеру, спорт. После тридцати Вертинская не пропускает еженедельные сеансы массажа ни при каких обстоятельствах. Вместо занятий спортом актриса старается побольше гулять.

В-третьих, Вертинская считает, что важно не распускать себя. Она не сидела на голодных диетах, но и не позволяла себе набирать лишние килограммы до такой степени, чтобы переставать узнавать себя в зеркале. Умеренность и здравомыслие – вот главные ее принципы.

В-четвертых, Вертинская всегда старалась придерживаться здорового питания, и здоровое для нее равно рациональному. Больше овощей и фруктов, больше простой пищи, а если ограничения, то в разумных пределах.

Актриса шутит:

«Если говорить по нашим современным критериям, то самая здоровая еда – это силос. Но человек не может есть силос с утра до вечера, ему хочется чего-то другого. Но совсем не обязательно каких-то изысканных блюд. Каждый из нас любит есть то, что помнит из детства. Когда вы голодны, в голову не приходит: «Сейчас бы ризотто из кальмаров», вы скажете: «Котлеток бы, борщика». 

В-пятых, Вертинская считает полноценный сон чуть ли не главной составляющей женской красоты. Сама Вертинская ложится спать обязательно в хорошо проветренной комнате, в которой должно быть тихо и темно. И спит не менее 8 часов.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru