21 февраля 1942 года родилась Вера Алентова
Когда муж – начальник: Вера Алентова в фильме «Москва слезам не верит»
21 февраляВера Алентова снялась в огромном количество прекрасных ролей. Но так уж сложилось, что зритель при упоминании о ней сразу же вспоминает знаменитый, оскароносный советский фильм «Москва слезам не верит». Во-первых, потому что фильм сделал Веру Алентову всемирно знаменитой, а во-вторых, потому что этот фильм сделал всемирно знаменитым ее мужа-режиссера Владимира Меньшова.
Наверное, это очень непросто – сниматься в фильме своего мужа, особенно когда муж – такой исключительный перфекционист и принципиальный профессионал, как Меньшов. Вера Алентова никогда напрямую не упоминала о том, как для нее было непросто работать с мужем-режиссером в его картинах, но по ее некоторым воспоминаниям о том, как проходили съемки знаменитого фильма «Москва слезам не верит», можно предположить, каково это было.
Снимать жену в своем новом фильме Меньшов поначалу, конечно, не собирался. Сценарий к фильму никого особо не впечатлил: большинство тех, кто был знаком с проектом, считали, что история неинтересная и заведомо провальная, а малоизвестный режиссер вряд ли вытянет ее на кассовые сборы. Первая актриса, которой Меньшов предложил эту роль, — это была Маргарита Терехова. Но актриса отказалась наотрез: история показалась ей неинтересной, и молодому и неопытному режиссеру она попросту не доверяла. В это же самое время режиссер Юнгвальд-Хилькевич, друг детства актрисы, предложил Маргарите Тереховой роль Миледи в экранизации «Трех мушкетеров», и она согласилась.
Свою жену на главную роль Меньшов пригласил только тогда, когда уже просто отчаялся найти кого-то подходящего
Владимир Меньшов приглашал на роль Катерины еще много кого: Ирину Купченко не устроил сценарий, а такие актрисы, как Валентина Теличкина, Наталья Сайко и Евгения Ветлова были согласны на роль, но не подошли Меньшову. Случилось так, что были утверждены уже практически все актеры, но главная роль так и оставалась незанятой. Свою жену Меньшов пригласил только тогда, когда уже просто отчаялся найти кого-то подходящего.
Вера Алентова согласилась только потому, что не могла отказать мужу, ведь она видела, в каком он был отчаянии. Это был исключительно акт супружеской поддержки, потому что сценарий фильма совершенно не впечатлил Веру Валентиновну. Известна ее реакция: «Ну и мура!». Но актриса пришла на пробы и отыграла пробы очень достойно. И, как нам уже известно, справилась на «отлично», особенно если учесть, что ей удалось совершенно правдоподобно сыграть одну и ту же героиню в возрасте 20 лет и в возрасте ближе к сорока.
Вера Алентова признается, что, если бы режиссером не был ее муж, она бы не позволила так с собой обращаться
Вера Алентова вспоминает, что на съемочной площадке ей было очень несладко. Обычно сдержанный Владимир Валентинович постоянно срывался на супруге. Его внутри глодала мысль, что люди на съемочной площадке могут подумать, что актриса получила свою роль, что называется, «по блату». Меньшов и сам со стыдом вспоминал, что постоянно придирался к жене, срывался на нее по каждому поводу, что ему постоянно казалось, что она все делает не так. Даже потом, когда они вместе уезжали со съемочной площадки домой, в машине продолжались выяснения отношений.
Вера Алентова признается, что, если бы она была просто актрисой, а режиссером не был бы ее муж, она бы не позволила так с собой обращаться. Но в тот раз ей казалось правильным перетерпеть:
«Когда Володя начинал кричать, меня уводили со съемочной площадки и говорили: «Посиди тут, пока он кричит». Прятали. Будь это не мой муж, я бы никому не позволила так с собой обращаться. Просто в тот период он волновался за меня, за происходящее на съемочной площадке, я, в свою очередь, волновалась за Володю».
Уже после, когда фильм «Москва слезам не верит» с огромным успехом пошел в кинотеатрах не только Советского Союза, но всего мира, а особенно когда картина получила «Оскара» — просто невиданный успех, если учесть тогдашние отношения между СССР и США, Вере Алентовой выдалась исключительная возможность засиять на весь мир. Русская актриса могла стоять на сцене самой престижной кинопремии со статуэткой в руках, однако, ни ее муж режиссер, ни кто бы то ни был из съемочной группы в Америку не поехали.
Фильм «Москва слезам не верит» имел огромный успех во всем мире, но ни на одну премьеру Меньшова и Алентову не выпустили за границу
Сто стран мира показали фильм в своих кинотеатрах, 85 миллионов зрителей его посмотрели, но ни на одну премьеру Меньшову и Алентовой не позволили выехать за границу. Владимир Валентинович вспоминал, что на все его вопросы о том, почему его не выпускали за границу, чиновники только отводили глаза. И только спустя несколько лет выяснилось, что причиной «невыездного» Меньшова было то, что на Меньшова, то ли из зависти, то ли еще по каким-то соображениям, постоянно в партийные органы поступали кляузы и доносы. Один из таких доносов, в котором говорилось, что «Меньшов высказал удивление после снятия с должности Подгорного», сыграл свою роль. Еще одним поводом не выпускать режиссера и его жену-актрису за границу был донос о том, что «Меньшов восхищался количеством продуктов в каком-то заграничном магазине».
Безусловно, быть актрисой у мужа-режиссера нелегко. Но еще тяжелее быть женой режиссера, в успех фильма которого не верят, который называют «упаднической картиной», «рядовой мелодрамой» и «пошлой сказкой». Владимир Меньшов вспоминал, что воспринял получение фильмом «Оскара» как шутку, тем более, что узнал об этом утром 1 апреля, но вот поддержка жены Веры Алентовой, ее безусловная вера в супруга, — это, пожалуй, самая лучшая награда для любого мужа, режиссер он или представитель любой другой профессии.
Быть актрисой на съемочной площадке у мужа-режиссера – это счастье, но это тяжелое и ответственное счастье, и не только для жены, но и для мужа тоже.