28 февраля 1920 года родился актер Алексей Смирнов

Алексей Смирнов: Федя, Макарыч и японская поэзия

28 февраля

Он умер, не дожив года до своего 60-летия и двух дней до Дня Победы, который считал своим днем рождения. Он был награжден Орденом Славы за победу в рукопашной схватке, которую признают практически нереальной даже прославленные мастера рукопашного боя: как один человек мог победить в схватке с 17 немецкими солдатами и даже захватить семерых из них в плен?

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 г., кинокомпания «Мосфильм»

Алексей Смирнов никогда не кичился своими орденами и медалями, не рассказывал о подвигах. Однажды театральная труппа приехала в Капустин Яр, чтобы выступить перед высокими военными чинами. И в самый первый день к скромно стоящему Смирнову подошел сам маршал Георгий Жуков и поздоровался за руку, дав обещание обязательно прийти на спектакль. Только тогда его коллеги артисты узнали, что рядом с ними на одной сцене играет Герой войны.

Он не получал звездных гонораров, был человеком скромным и нетребовательным, но сумел за свою сравнительно недолгую творческую жизнь воплотить на киноэкране столько запоминающихся образов, что большинство из них, даже эпизодических, ярко и надолго врезаются в память любого, кто хотя бы раз видел фильмы с его участием. Сегодня вспоминаем замечательного актера, героя Великой Отечественной войны Алексея Смирнова.

«Надо, Федя, надо!» 

Роль тунеядца Феди в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» получилась такой яркой и замечательной, что реплики из фильма, связанные с героем Смирнова, разошлись на цитаты, а само имя Федя стало нарицательным.

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 г., кинокомпания «Мосфильм»

Наверняка, многие из вас сейчас с легкостью процитируют эти фразы из фильма:

«Кто не работает, тот ест. Учись, студент!»;

«А компот?!»;

«Ах, ты зрячий! Сейчас будешь слепой!»;

 «Влип, очкарик!»;

«Если я встану, ты у меня ляжешь!»;

«У вас несчастные случаи на стройке были? Будут.»;

«Надо, Федя, надо!».

Персонаж стал настолько значительным в истории советской комедийной кинематографии, что у него даже есть своя страничка в Википедии.

Интересно, что этот самый Федя мог получиться совершенно другим: на роль пробовались такие актеры, как Михаил Пуговкин, Роман Филиппов (Камнеедов в «Чародеях»), Юрий Волынцев (Пан Спортсмен в телесериале «Кабачок „13 стульев“»), Леонид Сатановский, Валентин Буров, Георгий Епифанцев и Станислав Чекан.

Интересно, что в этом же фильме Смирнов сыграл еще одну роль: покупателя на рынке, который произносит всего два слова: «срамота» и «заверните».

Безусловно, у Смирнова были еще очень яркие комедийные роли: в 1961 году он снялся в знаменитом «Полосатом рейсе», где сыграл матроса Кныша, тогда же вышел фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки», где актер выступил в роли атамана запорожских казаков. Это были очень маленькие роли, но и они получились запоминающимися. И можно даже не всех исполнителей главных ролей в этих фильмах помнить, но Смирнова на экране – помнишь.

Режиссеры любили работать с Алексеем Макаровичем: у него был покладистый характер, цепкий ум, а любые трюки он выполнял безоговорочно, мог вступить в непосредственный контакт с животными или искупаться в ледяной воде.

Но талант драматического актера, который открылся в нем и заиграл всеми гранями после фильма «В бой идут одни старики», потряс советского зрителя.

«В бой идут одни старики»: не просто дружба

Это был не просто фильм для Смирнова – он работал на съемочной площадке со своим близким другом Леонидом Быковым. Их дружба началась еще в 1964 году, когда Смирнов снялся в его фильме «Зайчик». Но первой драматической ролью Алексея Макаровича, которую увидел зритель, стала роль в фильме «Разведчики»: здесь Смирнов играл в паре с Леонидом Быковым, он воплотил на экране образ повара, который напрашивается в разведку и в итоге жертвует своей жизнью, чтобы прикрыть своих товарищей.

И вот в 1974 году мир увидела кинокартина «В бой идут одни „старики“». При воспоминании о персонаже механика Макарыча, которого сыграл Смирнов, ком подкатывает к горлу у каждого, кто хоть раз видел этот фильм. На том, чтобы роль была отдана именно Смирнову, настоял режиссер и друг Леонид Быков. Алексей Смирнов с грустью говорил потом: «Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра».

Кадр из фильма «В бой идут одни старики» 1973 г., Киностудия имени А. Довженко

Герою Макарычу, воплощенному на экране актером Смирновым, был даже установлен памятник в 2011 году в Харькове, а в 2016 году в родном городе Смирнова Данилове был открыт кинотеатр под названием «Макарыч». Есть закладной камень на аэродроме «Левцово» под Ярославлем, и в этом месте позже открыли мемориал авиатехникам. При создании бронзовой скульптурной композиции высотой в два с половиной метра скульптором Еленой Пасхиной был взят за основу персонаж Макарыч из легендарного фильма «В бой идут одни „старики“». В городе Ахтубинске Астраханской области памятник в образе механика Макарыча установлен инженерно-техническому составу ГЛИЦ имени Валерия Чкалова. Фотография Алексея Макаровича Смирнова на съемках фильма была размещена на художественном маркированном конверте, выпущенном АО «Марка» в 2020 году тиражом в миллион экземпляров.  Есть также мемориальная доска на киностудии «Ленфильм», где архитектор Константин Фомин увековечил Алексея Смирнова в образе легендарного механика из фильма и разместил крылатую фразу «Будем жить!». Памятник Алексею Смирнову в роли Макарыча установлен в Рязани на аэродроме «Дягилево».

Это была не просто дружба: Алексей Смирнов и Леонид Быков были по-настоящему близкими людьми. После известия о гибели Леонида Федоровича Смирнов заболел, попал в больницу, где ему диагностировали ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку. Актер пережил своего друга меньше, чем на месяц: он умер 7 мая 1979 года, не дожив до Дня Победы, который всегда отмечал очень трепетно, со слезами на глазах, всего два дня.

«Место, которое он занял, было вакантно до него и остается таковым поныне»

Коллеги Алексея Макаровича вспоминали и до сих пор вспоминают о нем с большой теплотой и уважением. По их словам, он был очень скромным человеком, никогда не получал больших гонораров и жил уединенно, в быту был совершенно нетребовательным.

Игорь Вознесенский рассказывал:

«…народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему своё почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался… Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким».

Наталья Крачковская говорила:

«Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А ещё был трогательным и каким-то незащищённым»

Илья Рутберг вспоминал:

«Однажды на съёмках «Айболита-66» он поразил меня своим уникальным знанием японской поэзии. Мы сидели ночью на берегу моря у костерка, и Лёша читал и читал стихи. В такие минуты он был открыт как никогда».

Ролан Быков был уверен:

«Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне»

Елена Санаева говорила:

«Он был великой скромности человек. Он о своих подвигах никогда не рассказывал. Но награды, ордена Славы говорят сами за себя. И медаль «За отвагу». Он недюжинного мужества был человек: не ныл, не плакался, он улыбался, он смеялся, он нас смешил. Великой щедрости дар».

Яков Костюковский делился воспоминаниями о нем:

«Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но всё это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался».

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru