21 марта 1825 года родился Александр Можайский, контр-адмирал, пионер авиации

Александр Можайский: когда судьба твоя – море, но мечта – покорить небо

21 марта

Александр Федорович Можайский  — человек удивительной судьбы. Родился будущий пионер авиации в семье адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского, совершившего переход на корабле «Любек» до Кадиса, а крестил его командир Роченсальмского порта капитан-командор Иван Григорьевич Степанов. Первое образование своё получил Александр Можайский в Морском кадетском корпусе, там же произведён в мичманы. Он служил в Балтийском и Белом морях, совершил дальний переход Кронштадт — Япония в составе экипажа фрегата «Диана», пережил цунами и гибель корабля, а когда адмирал Путятин принял решение начать строительство нового корабля, стал одним из авторов и руководителей проекта строительства.

Кадр из видео «Все хотят летать. Александр Можайский: адмирал и изобретатель»

Свою морскую службу Можайский совмещал с очень многими увлечениями: он рисовал, и его рисунки, и акварельные миниатюры, сделанные в период пребывания в Японии, имеют большую историческую и этнографическую ценность.  Знакомство с новой страной впечатлило Александра Федоровича, и он старался даже свой дом украсить японскими предметами — в его коллекции был и костюм самурая. Но больше всего поразил Можайского японский фестиваль гигантских воздушных змеев. Наверное, именно тогда он впервые задумался о тех механизмах, с помощью которых змеи поднимаются в воздух.

А также биографы утверждают, что идея создать летательный аппарат, в основе работы которого лежал бы аэродинамический принцип, пришла к Можайскому, когда он наблюдал за полётами птиц. Кроме того, он много изучал анатомию их тел, для чего сам отстреливал птиц и скупал тушки у местных крестьян. У него даже была специальная картотека, где содержались указания к каждой изученной птице о том, какого она веса, какие геометрические параметры имеет и как высоко летает.

Своими экспериментами в области авиации Александр Федорович особенно активно занимался в период жизни в имении Вороновица, которым распоряжался по просьбе вдовы своего брата. Отношения с местными жителями у него не складывались, а его эксперименты и вовсе крестьяне считали бесовским занятием: местные поговаривали, что их новый барин связался с нечистой силой, и именно она «носит его по воздуху в корыте». Встречая на улице Александра Фёдоровича, местные девушки закрывали лицо руками, потому что думали, что он может наслать на них бесовский сглаз.

В период управления имением Вороновица он даже изготавливал первые модели летательных аппаратов – это были воздушные змеи, он запускал их с горы, а в изготовлении их использовал птичьи перья, а после стал использовать еще и кроличьи шкурки.

Сохранились публикации того времени, в которых сказано, что один из изобретенных Можайским воздушных змеев даже мог с помощью конной тяги поднять в воздух человека. Строение змея было очень интересным: у него были крылья, фюзеляж в виде ложки и даже шасси из четырёх колес. Поднимал человека змей примерно на два метра над землёй. В таких полётах принимал участие сам Можайский, и во время одного из них даже получил травму.

«Буксирную веревку одним концом прочно привязали к телеге, а другим — к уздечке змея. В телегу впрягли тройку лошадей. Лошади бежали, тянули веревку, и воздушный змей постепенно поднимался все выше и выше. По свидетельствам современников, изобретатель неоднократно поднимался в воздух и летал с комфортом».

Н.Черемных, И.Шипилов, «А.Ф. Можайский — создатель первого в мире самолета»

Однако идея продвижения своего летательного аппарата настолько захватила Можайского, что он переехал в Санкт-Петербург. Там Можайский стал проводить опыты публично — в манеже Берейторской кавалерийской школы, а заодно искать инвесторов. Свои модели он начал оснащать либо пружинным двигателем, либо двигателем, в основе которого использовался резиновый шнур. Одна из таких моделей была способна взлететь, совершить устойчивый полет на скорости 5,2 м/с и даже нести на себе полезную нагрузку, в качестве которой использовался кортик морского офицера.

Кадр из видео «Все хотят летать. Александр Можайский: адмирал и изобретатель»

В 1876 году Можайский представил в Военное министерство свой проект летательного аппарата, который называл «воздухоплавательным снарядом». Была создана специальная комиссия, которая решила выделить Можайскому три тысячи рублей на «проведение научных исследований с целью получения данных, необходимых для дальнейшей разработки и окончательной оценки его проекта». Однако Можайский через время потребовал больше денег, поскольку уже подошел к более масштабному этапу работы и думал над созданием летательного аппарата, которым мог бы управлять человек, то есть «натурного самолёта». Но в выделении девятнадцати тысяч рублей, которые требовал Можайский, ему было отказано.

Но изобретатель продолжил свои разработки, вкладывая собственные средства. Он выехал за границу, где приобрёл двигатели для летательного аппарата. Следует сказать, что среди его окружения было немало людей, которые «горели» его идеями точно так же, как сам Можайский, и эти люди также помогали финансово.

Постройка натурного самолета под красивым названием «Жар-Птица» началась неподалёку от Красного Села в окрестностях Санкт-Петербурга. Печатные издания того времени сообщали, что первое испытание «воздухоплавательного снаряда» окончилось аварией при попытке взлёта, но кратковременный отрыв аппарата от земли был зафиксирован.

Для проведения испытаний построили даже специальную взлётную дорожку в виде наклонного помоста. Но провести испытание самостоятельно Можайскому категорически не разрешило военное ведомство: Александру Федоровичу было в тот момент около 60 лет, поэтому за штурвалом «Жар-Птицы» сидел механик Голубев, помогавший Можайскому с созданием самолёта. Этот механик получил травму при посадке самолета, когда «Жар-Птица» зацепилась крылом за землю.

Военная энциклопедия так представила эти испытания:

«Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». 

Александр Фёдорович бросил все силы на модернизацию своего устройства, но закончить изготовление новой модели так и не успел. После его смерти в 1890 году родственники Можайского предлагали правительству купить самолёт, однако им отказали, а самолёт приказали убрать с военного поля. Есть сведения, что данный самолёт был впоследствии продан с аукциона, но точно его дальнейшая судьба неизвестна.

Кадр из видео «Все хотят летать. Александр Можайский: адмирал и изобретатель»

Личность Александра Можайского, его мечта и попытки создать первый летательный аппарат, способный поднять человека в небо, вдохновляли многих поэтов и писателей, кинематографистов. У поэта Сергея Васильева есть поэма «Первый в мире», которая как раз посвящена работе Можайского над самолётом. Режиссёр Пудовкин в своем фильме «Жуковский» показал эпизод с испытанием самолёта Можайского. В фантастическом романе Анатолия Матвиенко «Аэропланы над Мукденом» также представлена линия Можайского, причём, пользуясь возможностями жанра альтернативной истории, автор придумал для Можайского единомышленников, которые сумели исправить все недочёты в самолёте и поднять-таки его в воздух. Поэтому уже в Русско-Японскую войну в небо поднимаются российские аэропланы. История самолёта Можайского была использована и Виктором Пелевиным в романе «Лампа Мафусаила».

Авиаэксперты считают, что имя Можайского стоит в одном ряду с именами Жуковского и Циолковского, поскольку его разработки и есть та база, на которой выросли отечественное самолётостроение и ракетостроение.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru