18 июля 1953 года родился Григорий Гладков
А вы знаете, что прошлогодний снег существует? О том, как создавался шедевр Гладкова и Татарского
18 июляСпорим, как минимум парочку песен Григория Гладкова вы сможете напеть прямо сейчас, даже если не знаете, что песни эти написал именно Григорий Васильевич? Потому что известные всем с детства строчки «А может быть ворона?» и «У девочки Веры теперь есть подружка, она не ребенок, она не игрушка» мы пели на сочиненные именно им мелодии.
Григорий Васильевич попал даже в Книгу рекордов Гиннеса как человек, выпустивший больше всего альбомов с песнями для детей. Любой творец скажет, что писать для детей – песни ли, сказки ли, стихи ли – труднее всего, потому что дети тонко чувствуют неискренность. Судя по тому, насколько популярными были и до сих пор остаются песни Григория Гладкова, композитор умел тонко чувствовать, что именно хочется слушать и петь подрастающему поколению. Возможно, это потому, что свою музыку он вынес из детства.
Большое влияние на то, каким он вырос, оказал его отец Василий Григорьевич, который по своей натуре был романтиком, а еще обладал уникальным чувством юмора, которое передалось и Григорию Васильевичу «по наследству». Детство Гладкова проходило в жуткой нищете послевоенного времени, он не знал излишеств, но семья была настолько дружной и родители настолько поддерживали друг друга, что им нипочем были любые трудности. Маленький Гриша активно занимался в кружках Дворца пионеров, в частности, рисовал, лепил из пластилина. Поэтому мультфильмы «Пластилиновая ворона» и «Коробка с карандашами» появились позже совсем не случайно.
С режиссером Александром Татарским Григорий Гладков работал вместе над созданием мультфильма «Пластилиновая ворона» в 1981 году. И через пару лет они вновь объединились, чтобы создать новый шедевр – о мужике, который пошел за елкой и попал в волшебный лес. Эта фантасмагория стала любимой у многих поколений и детей, и взрослых, и во многом это произошло благодаря музыке, которую написал для мультфильма Гладков. А цитаты из мультфильма «Маловато будет! О! Вот это мой размерчик» или «Уж послала — так послала» стали крылатыми.
Интересна история создания этой музыки, да и мультфильма в целом. Начать хотя бы с того, что для мультфильма вообще не планировался текст: там должны были быть только восклицания «Ох!» и «Ах!» и музыкальные темы. Но руководству такая идея не понравилась, попросили режиссера сделать более конкретным сюжет, поэтому пришлось обращаться за помощью к сценаристу Сергею Иванову, и вот тогда-то и появились те самые фразы, позже разошедшиеся на цитаты. Голоса Станислава Садальского в мультфильме тоже могло не быть, потому что изначально для озвучивания была приглашена Лия Ахеджакова, но результат ее озвучки не удовлетворил режиссера.
А вот в том, что у мультфильма именно такое название, заслуга именно Григория Гладкова, поскольку первоначально его планировали назвать «Раз — мороз, два — мороз» или «Ёлки-палки, лес густой», но потом Гладков показал режиссеру свою песню «Падал снег», и Татарский придумал название, добавив слово «прошлогодний», чтобы название стало парадоксальным.
Кстати сказать, уже много позже выяснилось, что действительно существует такое понятие как «прошлогодний снег»: это тот снег, который падает на границе двух годов – в небе кружится еще 31 декабря, а на землю опускается уже 1 января. Об этом спустя много лет Гладков прочитал в интернете и с удовольствием делился с окружающими этим открытием.
Но по словам Станислава Садальского, режиссер Татарский примерно в таком ключе и размышлял об этом понятии еще во время создания мультфильма:
«Весь наш абсурдный, фантастический фильм он построил на одной фразе, которую считал гениальной: «Падал прошлогодний снег». Мне он долго пытался объяснить:
— Ты понимаешь… ноль часов, ноль минут. Нет прошлого, будущего, нет настоящего. Есть безвременье, междумирье. Все замерло. А снег идет… Прошлогодний, понимаешь?»
Сама песня «Падал снег», давшая название мультфильму, в него не вошла: композитор написал для проекта музыку специально, причем использовал для этого особенный инструмент, который называется казу. Этот вариант не очень понравился руководству, поскольку традиционно для написания музыки к мультфильмам в то время приглашались целые оркестры. Но композитор настоял на своем.
Режиссер попросил Гладкова написать для мультфильма музыку преимущественно позитивную, но для финала сочинить что-то такое, что напоминало бы трагикомедию в стиле Феллини. Так появилась знакомая нам всем красивая, щемящая мелодия.
Григорий Гладков рассказывал, что Татарский попросил его написать для финала такую мелодию, «чтобы нас под неё хоронили». Происходило дело на даче Успенского, и там, сидя на веранде в одиночестве, Григорий Васильевич и написал эту мелодию.
Мультфильм чиновниками от кино был воспринят неоднозначно. Режиссер Александр Татарский рассказывал, что «Падал прошлогодний снег» сначала запретили, называли «безыдейной глупостью», обвиняли в русофобии и в издевательстве над советским человеком. Татарскому предлагали снимать что-нибудь о пионерах, которые собирают металлолом, а он сопротивлялся и даже скандалил. Был даже интересный случай, с этим связанный, о котором рассказывал сам режиссер:
«Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: «Хорошо. Я хочу снимать мультфильм про Ленина». Тут они напряглись: «Это что еще за мультфильм?» «Ну как, — говорю, — Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина — все обхохочутся». Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: «А можно не про Ленина?» — «Я известный режиссер, хочу про Ленина». Две недели ходил и требовал — хочу про Ленина! Еще потом придумал, что фильм будет по рассказу Зощенко про Ленина. И добился того, чего хотел, — делай что хочешь — только не про Ленина! И я сделал «Прошлогодний снег».
Когда же мультфильм все-таки допустили к показу в канун 1984 года, он сразу же стал невероятно популярным и даже взял приз Международного кинофестиваля в болгарской Варне «Серебряный Кукер». А Татарский даже не знал, что мультфильм участвует в каком-то конкурсе: о победе своей работы он узнал по телевизору.
Конечно, и сам мультфильм, и музыка к нему, написанная общепризнанным детским композитором, совсем не детская. Но у Григория Гладкова есть свой взгляд на понятие «детское творчество».
«Детский композитор, поэт, художник, писатель – это человек, который с помощью искусства пытается, наверное, оставить ребёнка в себе. То есть, это детский метод в творчестве взрослого. Также, как есть импрессионизм, абстракционизм, реализм, есть и детский метод – когда взрослый сочиняет, как ребёнок. И «детское» здесь условно».
Наверное, именно поэтому каждая песня Гладкова, написанная для детей, остается с нами надолго, сопровождает на протяжении всей жизни и всегда остается актуальной.