13 октября 1933 года родился Марк Захаров
7 интересных фактов про 7 интересных фильмов Марка Захарова
13 октябряМарк Захаров – режиссер театральный: театру он посвятил свою жизнь, но никогда не боялся пробовать себя в разных ипостасях. Именно поэтому вошел в историю русской культуры не только как руководитель и главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола («Ленкома»), но и как советский и российский режиссёр кино, актёр, сценарист, педагог, литератор и общественный деятель.
«Единственный способ быть услышанным — подать во Вселенной свой собственный голос. Не подражать чужому. Сделать это трудно по многим причинам, и прежде всего потому, что надо хорошо знать — какой он, твой голос. И вообще — кто ты и что ты?» — писал Марк Захаров в своей книге «Контакты на разных уровнях».
И одним из таких способов – быть услышанным, были фильмы Марка Захарова, которых, хоть и всего было снято семь, ни с какими другими не спутаешь. Фильмы Марка Захарова особенные, их хочется цитировать, и их цитируют, даже не зная часто, что это именно его фильмы.
Пожалуй, стоить вспомнить все эти замечательные киноработы, а еще лучше – пересмотреть, ведь уникальный стиль Марка Захарова – это наличие мощных вторых планов, и не только визуальных, но и смысловых, которые открываются не сразу, а только после второго, третьего и последующих просмотров.
Фильм первый: «Стоянка поезда — две минуты»
Это дебютный фильм Марка Анатольевича, и снимал он его вместе с режиссером Александром Орловым. Захаров писал сценарий к этому фильму сам. Это история любви молоденькой медсестры к столичному врачу-невропатологу, приехавшему в провинцию работать в местную больницу, но быстро заскучавшему от недостатка пациентов. Медсестра обращается за помощью к местному волшебнику, и городок вдруг заполоняют мнимые больные, которых приходится лечить столичному доктору, и скучать становится некогда.
Фильму не особо везло: его не показывали в кинотеатрах, а после того, как задействованные в касте Олег Видов и Борис Сичкин эмигрировали за рубеж, его перестали показывать совсем, и вплоть до 1987 года он «лежал на полке».
Это музыкальный фильм, и песни в нем написаны Геннадием Гладковым и Юрием Энтиным, а спела их Алла Пугачева, хотя в титрах это не указано.
Фильм второй: «12 стульев»
Этот фильм известен тем, как много споров вызвал он по поводу выбора актера на роль Остапа Бендера и того, насколько прочтение образа самого Остапа отличалось от ставшего к тому моменту каноничным образа, сыгранного Арчилом Гомиашвили. Хотя многие и сейчас считают, что именно захаровский Остап – самый точный.
Гайдаю не нравился вариант Захарова, он говорил: «Это не „экранизация“, а уголовное преступление — и против Ильфа с Петровым, и против меня!» Хотя известно, что Гайдай в свое время взялся за съемки фильма только потому, что Захаров отказался. И в гайдаевский фильм на роли пробовались Миронов и Папанов, но им Гайдай отказал, а вот Захаров на них согласился.
Фильм разошелся на цитаты, песни из фильма стали легендарными, и многие философские мысли, которые Марк Захаров умудрился переплести с размышлениями Ильфа и Петрова, открываются в фильме только после нескольких просмотров.
Фильм третий: «Обыкновенное чудо»
В этом фильме Марк Захаров, кажется, собрал все то, что любил больше всего:
- за основу взята пьеса Евгения Шварца, которого режиссер любил невероятно и именно по его пьесам снял и поставил лучшие свои проекты;
- в главной роли снялся Олег Янковский – носитель тех самых, любимых Захаровым, вторых планов: Марка Анатольевича подкупала двойственность характера в Янковском, когда зритель до самого конца не может определиться со своими чувствами к герою – сопереживать ему или сомневаться в нем;
- здесь есть волшебник, который создает волшебный мир внутри нашего, реального, и это прием тоже очень любил Марк Захаров;
- здесь есть песни Геннадия Гладкова;
- а еще в этом фильме больше театра, чем художественного кино, и театр был самой большой любовью режиссера.
Поклонников «Обыкновенного чуда» приглашаем пройти тест и вспомнить крылатые фразы из фильма.
Фильм четвертый: «Тот самый Мюнхгаузен»
Это снова фильм про волшебника – больше про фантазера, но этот фантазер создает свой удивительный мир, в котором чудеса возможны на каждом шагу. Интересно, что для натурных съемок Захаров со съемочной группой выезжал в немецкий городок Вернигероде, поэтому зритель может наслаждаться не привычными декорациями в павильонах, как в большинстве фильмов Захарова, а вполне реальными видами.
Эта история барона Мюнхгаузена настолько нова и оригинальна, что если для поверхностно знающих канон это просто легкий фильм, то для скрупулезных поклонников истории – буквально сундучок с секретами.
Фильм пятый: «Дом, который построил Свифт»
Это странный фильм Захарова, интересный, красивый, но для зрителя, впервые знакомящегося с творчеством Захарова, он будет непонятен. Здесь снова есть Янковский, звучат песни Геннадия Гладкова, и снова есть главный герой – волшебник, живущий в своем собственном, созданном собственноручно мире.
Для поклонников творчества Свифта фильм будет интересен, поскольку в нем много отсылок к фактам из реальной жизни писателя.
Фильм шестой: «Формула любви»
За основу фильма взята повесть Алексея Толстого, сильно переработанная Григорием Гориным. Это, конечно, настоящий хит, прекрасная и яркая музыкальная комедия, и даже те, кто никогда не видел ни одного фильма Захарова, уж песню «Уно моменто» слышали точно.
И, пожалуй, об этой самой «Неаполитанской песне» стоит сказать подробнее. В большинстве фильмов Захарова герои исполняют песни Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима, и этот фильм – не исключение. Но для «Неаполитанской песни» стихи написал сам Геннадий Гладков. Юлий Ким много смеялся по этому поводу, потому что поздравляли с замечательной песней как раз его.
Текст песни – набор цитат из настоящих итальянских песен, не имеющих никакого отношения к переводу, который озвучивает в фильме Жакоб. На самом деле перевод первого, к примеру, куплета, звучит примерно так: «Море, красивая женщина, / Какая красивая песня, / Знай, что я люблю тебя, всегда люблю / Красивая женщина, море. / Верить, петь / Дайте мне момент, / Который мне больше нравится. — Один, один, один, один момент, / Одно, одно, одно чувство, / Один, один, один комплимент / Это таинство, таинство, таинство».
Фильм седьмой: «Убить дракона»
В последнем фильме Марка Захарова Олег Янковский сыграл отрицательную роль Дракона, которого должен уничтожить герой Александра Абдулова. Единственную песню в фильме поет, между прочим, Лариса Долина.
Очень символично, что фильм снят по той же пьесе Шварца «Дракон», с которой Марк Захаров начинал свой путь театрального режиссера.