13 декабря 1971 года состоялась премьера фильма «Джентльмены удачи»
5 домыслов и заблуждений о фильме «Джентльмены удачи»
13 декабряФильм «Джентльмены удачи» — одна из самых популярных советских комедий, лидер советского кинопроката. В период, когда фильм шел в кинотеатрах, его посмотрело 62 с половиной миллиона граждан. Но если учесть, что с тех пор фильм появляется практически на всех ведущих каналах как минимум раз в году – в новогодние дни, а то и чаще, то можно себе представить, насколько грандиозна аудитория этой замечательной комедии с криминальным уклоном.
Кажется, «Джентльмены удачи» мы знаем, что называется, от корки до корки. Однако есть ряд фактов о фильме, которые, кажется, знают все, но они совершенно не соответствуют действительности.
Первое заблуждение:
думать, что фильм снял Георгий Данелия. Данелия написал сценарий к фильму вместе с писательницей Викторией Токаревой, но вот снял фильм режиссер Александр Иванович Серый – тот самый, который снял еще «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин!». Впрочем, у этого заблуждения есть вполне реальные корни: дело в том, что в период работы над фильмом у режиссера Серого была диагностирована лейкемия. Он плохо себя чувствовал, даже попал в больницу, и когда состоялась в Доме кино премьера фильма, Александр Иванович как раз находился в больнице. А на премьере присутствовал Георгий Данелия. И многие сделали вывод, что именно он – автор фильма. Надо сказать, имя Александра Серого тогда старались лишний раз и не упоминать: после тюремного заключения режиссеру долго не разрешали снимать фильмы самостоятельно, и только по настоянию Данелии доверили съемки «Джентльменов удачи». Но зато знание тюремного жаргона очень пригодилось режиссеру.
Второе заблуждение:
считать, что на роль Василия Алибабаевича актер был выбран в результате въедливого строгого кастинга. На самом деле, эта роль писалась под конкретного человека, и совсем не под актера Раднэра Муратова, который в итоге ее сыграл. Роль писали под Фрунзика Мкртчяна, и он горел желанием сняться в этой роли, но не смог: его просто не выпустили из Армении накануне празднования пятидесятилетия республики. Разве мог состояться такой грандиозный праздник без первого актера Армянской ССР? Конечно, нет. И Фрунзик остался дома. А на роль начали пробовать самых разных актеров: сначала предложили Владимиру Этушу, потом еще ряду актеров, пока, наконец, Раднэр Муратов, который вообще-то готовился сняться в роли начальника тюрьмы, пошел и сам предложил взять его на роль Василия Алибабаевича. Авторы фильма согласились только потому, что уже просто не было времени искать другого актера. Поэтому роль начальника тюрьмы быстренько сократили.
Третье заблуждение:
думать, что актеры, снимавшиеся внутри цистерны цементовоза, действительно сидели в настоящем цементе, в результате чего потом нажили себе массу проблем с кожей. На самом деле актеры страдали не столько сидя в цистерне, сколько потом в душе, отмывая от себя эту жижу. Поскольку жижа была ничем иным, как хлебной закваской, подкрашенной луковой эссенцией зеленого цвета, и отмывалась она крайне тяжело. А Георгий Вицин и вовсе не торопился вылезать из цистерны, поскольку кто-то ему сообщил, что этот неприятный раствор, в котором они бултыхались, настоян на двадцати трех лекарственных травах, поэтому очень полезен для здоровья. Вот Вицин и сидел, стараясь максимально продлить себе молодость. И, кстати, ни в какой цистерне актеры, конечно, не сидели: Крамаров категорически отказался влезать в цистерну, поскольку у него была клаустрофобия, а сцену с цистерной отсняли в павильоне. Если внимательно смотреть фильм, то можно увидеть немного неудачную склейку, в которой после Леонова, покидающего цистерну, в кадре появляется верблюд, а потом снова кадр с цистерной, в котором Крамаров уже спрыгивает с машины. Крамаров настолько боялся закрытого пространства цистерны, что даже не согласился влезть в цистерну, чтобы тут же покинуть ее.
Четвертое заблуждение:
сомневаться в реалистичности происходящего на экране. В фильме очень много настоящего:
- тюремные эпизоды снимали в настоящей тюрьме в Самарканде – это была тюрьма строгого режима, поэтому съемочная группа перемещалась во время съемок по ее территории исключительно в сопровождении охраны;
- тюремному жаргону Евгений Леонов учился у настоящих зэков: у бывшего зэка режиссера Александра Серого и у действующих заключенных из Бутырки, за которыми актер подглядывал в замочную скважину и тщательно конспектировал в тетрадку все свои наблюдения, чтобы потом использовать это на съемочной площадке;
- пожар, который устроил Василий Алибабаевич, тоже был самым настоящим: поскольку дом, в котором снимали эпизоды, был предназначен под снос, съемочной группе позволили его сжечь по-настоящему, а чтобы сцена выглядела реалистичной, оператор Агранович поднес к глазам Василия Алибабаевича факел – так он хотел получить красивые отблески пожара в глазах. В итоге чуть не спалили бедного актера Муратова, у которого случился ожог глаз, и только благодаря профессионализму врачей актеру удалось сохранить зрение;
- у Крамарова во рту шампунь тоже был самым настоящим: пытались чем-то заменить его, какой-то менее противной на вкус жидкостью, но так и не придумали чего-то, что хотя бы внешне напоминало шампунь. В итоге Крамаров разозлился и набрал в рот настоящий шампунь. Потом, правда, долго плевался;
- ледяная горка, по которой скатывались герои фильма, когда убегали от дворника, тоже была самая настоящая – ее не сооружали специально для съемок, ее смастерили местные ребятишки и увлеченно катались на ней весь период съемок. Кстати, на этой горке можно прокатиться и сейчас: говорят, местные жители продолжают из года в год на одном и том же месте сооружать ледяную горку и катаются на ней с удовольствием;
- кстати, еще одна «зимняя» сцена имеет под собой реальную основу: та самая зарядка на морозе. Все дело в том, что Крамаров, Вицин и Леонов, подумав, договорились, что на морозе раздеваться не будут (в день съемок на улице было —17 °C). Договорились, а Муратову не сказали: актер опоздал к началу съемок, пришел и быстренько разделся. Пришлось и остальным раздеваться, что радости особой не вызвало, и Крамаров, чтобы выместить злость, вдруг сымпровизировал – натер снегом лицо Василия Алибабаевича. Вицин захихикал и натер снегом самого Крамарова, и в итоге мы получили одну из самых позитивных и веселых сцен фильма, которая была чистой импровизацией – дуракавалянием на съемочной площадке.
Пятое заблуждение:
очень распространенное, заключается в том, что многие считают исполнителем роли мальчика Игорька, старательно рычащего в роли волка, Игоря Угольникова. Уже вряд ли получится выяснить, откуда растут уши у этого заблуждения: то ли сам Угольников придумал это, то ли услышал и озвучил потом в одной из своих передач, но это, конечно, совершенно не соответствует действительности. Роль мальчика Игорька сыграл Игорь Дрыга: у мамы мальчика есть доказательство – тот самый комбинезон, в котором Игорек появлялся в кадре. А Игорю Угольникову в год съемок фильма было уже 8 лет.
Наверное, немного есть фильмов, которые могут похвастаться таких количеством домыслов, легенд и заблуждений, сопровождающих картину на всем протяжении ее истории. И это лишний раз указывает как раз на то, насколько любимо это кино и насколько интересно его поклонникам с истинно исследовательским любопытством узнавать все новые и новые подробности того, как снимали фильм, как создавались все эти легендарные, любимые сцены, как выпускался в большую жизнь это киношедевр. Наверное, так всегда и случается с настоящими шедеврами.