Секрет волшебного слова
11 январяПочему так меняется мир, все меньше думают о милосердии, все больше о статусе, который подобен слепку плохого скульптора с прекрасного оригинала? Важно не то, кто ты, важно, кем кажешься. Способность к дружбе измеряют не преданными друзьями, а подписчиками, даже обладание какими-то благами ценно только картинками в соцсетях.
Аллу Сергеевну не отпускали эти вопросы, давно ставшие риторическими. Если бы ее работа не была связана с воспитанием, возможно, она, как и многие другие, просто жила бы в маленьком уютном коконе, но она – учительница, преподает русский язык и литературу.
До звонка на перемену оставалось несколько минут, надо успеть дать задание. Учительница подбирала тему для разговора с подростками, стараясь достучаться до еще неокрепших душ. Как же она жалела этих девушек и юношей, о том, что мир может быть иным, они могут узнать только из литературы.
— Запишите домашнее задание: «В чем схожесть футляра Беликова с соцсетями».
— Вот это вы загнули, Алла Сергеевна, странные у вас ассоциации.
— А вы подумайте, Роман, подумайте.
— А то мне больше думать не о чем, — пробурчал ученик.
Следующий урок в девятом классе. «Собачье сердце» Булгакова – любимое произведение. Удивительно, новые отношения меняют даже язык, все реже от учеников можно услышать слова: спасибо, пожалуйста, доброта, честь, достоинство, милосердие, сострадание. Милосердие заменили эмпатией, репутация – всего лишь положение в рейтинге, а достоинство – ругательное слово. Дети разучились благодарить, не умеют просить.
— Ребята, как вы думаете, часто ли Шариков употреблял такие слова, как спасибо, пожалуйста.
— Редко.
— А почему?
— Культуры не хватало, — отвечал с места Ларичкин, при этом выражение лица у него было совершенно Шариковское.
— Вот давайте с вами, Олег, и поговорим. Как вы думаете, почему эти слова стали сейчас употребляться редко, что мешает вам быть благодарными?
Подросток нехотя встал:
— Ну не знаю, я говорю, а за остальных я не отвечаю.
В классе засмеялись, Ларичкин славился своей грубостью.
— И все же, возможно кто-то думает, что слова вежливости – проявление слабости и плохо вписываются в культ силы?
— Не ну а чЁ, реальных пацанов уважают и без этих муси-пуси.
— Уважают или боятся? А страх – это внутренняя агрессия, ненависть. Почему, как вы говорите, реальные пацаны, я так понимаю, в переводе — современные дворовые мальчишки, предпочитают вызывать страх? Зачем им этот страх, чтобы что?
— Чувствовать себя сильнее, чувствовать превосходство, — тихо сказала Кристина Мейниз.
— Да, Кристина, а как вы думаете, уверенный в себе человек нуждается в этом?
— Нет, — удивленно протянул Олег.
— Вызывать страх, запугивать – показатель очень слабой психики, нуждающейся в такой вот подкормке. Это как кричать всему миру: «У меня проблемы, такие комплексы, что без ваших страхов я чувствую себя ничтожным». Садись, Олег. У слова «спасибо» совсем другая энергетика, не случайно он произошло от словосочетания «спаси, Бог». Это слово сильного человека, который готов делиться своей силой духа, слово профессора Преображенского, а не Шарикова. Энергетику этого слова используют маркетологи: «спасибо от банка» — система приятных бонусов, в каждом чеке печатают «спасибо за покупку». Это очень сильное слово, способное расположить человека, вызвать его доверие, сделать мир чуточку добрее.
Урок пролетел незаметно, тихими уходили подростки на перемену.