Победа жизни
20 апреля 2025Надежду Алексеевну уговорил поехать на дачу сын, позвонил накануне и сказал:
— Завтра едем в наш райский уголок, надо убраться к Пасхе.
— Сынок, не до дачи теперь, — ответила мать, — сам понимаешь, Витя в реанимации. Не могу я, Димка.
— А что ты можешь, плакать сутками? К нему не пускают и не пустят, ты это знаешь. И от твоих слез ему только хуже, за столько лет вы проросли друг в друга, он чувствует тебя даже в коме. И потом, мама, когда ему станет лучше, он обязательно поедет на дачу, ты же знаешь, он жить без нее не может. И что он там увидит, прошлогодний мусор?
Этот аргумент стал решающим, и на следующее утро Надежда Алексеевна с раннего утра ждала сына и невестку.
Дача, действительно, была в плачевном состоянии, в прошлом году они с Виктором редко тут бывали, а уж осенние работы и вовсе забросили. Пока Надежда Алексеевна и Марина убирались в доме, Дмитрий сгребал прошлогодний мусор, копал грядки.
— Мама, иди, выбирай место под клубнику.
— Какую клубнику? — удивилась та, — у нас есть немного на грядках, зачем сажать новую?
— А это не простая клубника, а вертикальная. Отец в прошлом году увидел в интернете и загорелся идеей, все мечтал чай пить и клубнику прямо с куста рвать.
— Это что же за клубника такая? А чай мы пьем вот здесь, под навесом веранды, ты же знаешь.
— Значит, столбики вкопаем здесь.
— Какие столбики?
Дмитрий принялся объяснять, но Надежда Алексеевна не понимала, тогда Марина нашла видео и показала свекрови.
— Ой, ну весь в отца, фантазеры вы мои. Только тут и сорт, наверное, другой нужен.
— Мы и об этом подумали, — достала Марина коробку с рассадой из багажника.
— А полив? Ведь ее же поливать надо, пока не приживется.
— Тут все предусмотрено, автоматический полив, просто заливаем в емкость и неделю можно не доливать.
Пока Дмитрий вкапывал столбы и сажал привезенные кустики, Надежда Алексеевна расчистила клумбу и посеяла однолетники, Виктор так любит цветы. Марина заварила чай, накрыла на стол. Чаевничали уже в сумерках, Дмитрий заупрямился, без чая вприкуску с весенним воздухом домой не вез. А Надежда Алексеевна смотрела на первые робкие ростки и говорила Виктору: «Видишь, все живое тянется к солнышку, весна, Витенька. Природа смерть победила». Она всегда с ним разговаривала в последние дни, ей казалось, что муж слышит ее даже в коме. Она шла по дорожке и «показывала» пухлые почки на молодой яблоньке, что посадили всего пару лет назад. «Пережила зона зиму, Витюша, может и первыми яблочками в этом году побалует. А вот и облепиха, ты все мечтал варенье варить». Она говорила и говорила, держала, не отпускала за грань. Когда ехали домой, Надежда Алексеевна вдруг почувствовала, что ей стало легче дышать, что-то изменилось у Виктора, она точно знала. Позвонила в больницу, но дежурная администраторша не дала никаких объяснений.
Димка позвонил утром:
— Мам, отец вышел из комы, радоваться пока рано, но держим кулачки.
В субботу Надежда Алексеевна шла на всенощную. «Витенька, праздник-то какой, Пасха! Победа жизни над смертью. Ты старайся, Витенька, старайся, родной!»
...Муж позвонил, когда она уже вернулась из храма, и это был его первый звонок после комы.