Что заставляет нас начать учить иностранный язык, осваивать новую профессию или постоянно совершенствоваться в определенной области? Конечно, стимул у большинства один – желание получить более престижную и высокооплачиваемую профессию.
А как побудить людей с разным характером, уровнем подготовки и жизненными ориентирами работать максимально эффективно и слаженно?
Здесь на первый план выходит мотивация – под ней принято понимать побуждение к действию. Если говорить более сложным научным языком, то это «динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека, а также определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость».
О том, какие виды мотивации существуют, в чем их преимущества и недостатки и какой способ наиболее эффективен, рассказывает Карина Вейнгард, специалист по личностному развитию, доктор психологических наук и автор концепции «Три уровня осознанности».
Для справки:
Карина Вейнгард – психолог с мировым именем. Родилась и выросла в России. По первому образованию – юрист (изучала криминалистику), но с детства интересовалась психологией и уже в возрасте 5 лет уверенно составляла точные психологические портреты людей.
Является основателем The Veingard Research Institute for Personality Perfection (Институт совершенствования личности Карины Вейнгард) в Швейцарии и образовательного онлайн-проекта Veingard.Ru.
Карина Вейнгард
Карина Вейнгард – автор уникальных методик и тренингов по построению команд, развитию и прогнозированию внутригруппового взаимодействия. На своих курсах она учит людей доверять друг другу, распределять роли внутри коллектива, а также правильно мотивировать сотрудников на работу и достижение успеха. Многие ее ученики – известные музыканты и политики, крупные бизнесмены, общественные деятели и высокопоставленные сотрудники международных организаций.
Методы мотиваций
Карина Вейнгард отмечает, что традиционно мотивацию принято разделять на несколько категорий:
1. Мотивация персонала – это комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности и эффективности труда. Сюда относят экономические (денежные), социально-психологические и организационно-административные методы. Причем грамотный управленец всегда использует все эти направления, стараясь учитывать индивидуальные особенности каждого работника.
2. Мотивация учащихся. Здесь, как рассказывает Карина Вейнгард, задача специалиста по личностному развитию или педагога в школе, университете – заинтересовать процессом обучения. Для этого создают различные занимательные ситуации, организовывают познавательные дискуссии, вызывают какие-то эмоциональные переживания и т. п.
3. Самомотивация. Наиболее сложный и в то же время самый важный тип мотивации, ведь без собственного желания что-либо сделать остальные способы воздействия будут иметь лишь минимальное влияние. Но самомотивация – очень индивидуальный процесс, а найти «волшебную кнопку», которая заставит человека действовать, очень сложно. Поиск этой «кнопки» и является одной из задач специалиста по личностному развитию.
Мотивация на успех
В своих книгах и на авторских курсах доктор Вейнгард говорит о том, что лучше всего человека мотивирует успех, а точнее, опыт предыдущего успеха: «Мотивация – это привычка к успеху, который при этом может выражаться по-разному: главное, чтобы человек в полной мере осознал его. Если мы хоть раз были успешны в прошлом, то будем достигать тех же результатов и в нынешних делах. Но если в прошлом у человека были провалы, никакая мотивация не сработает. Другими словами, индивиду необходимо создавать ситуации успеха, тогда и мотивация будет высокой».
Карина Вейнгард отмечает, что мотивированный человек – всегда успешный. Он уверен в себе и знает, на что способен, понимает, что у него обязательно все получится. Это и есть настоящая и самая действенная мотивация, а словесные поощрения от руководства, деньги и грамоты всегда вторичны. Неуспешного человека невозможно замотивировать, он ни к чему не стремится, ему ничего не интересно. Все он выполняет без желания, даже когда речь идет о его личном финансовом благосостоянии.
По мнению Карины Вейнгард, внешняя мотивация способна дать эффект лишь на коротких дистанциях. Когда же надо замотивировать индивида на несколько месяцев и даже лет вперед, эффективным окажется только его предыдущий опыт.
Таким образом, специалист по личностному развитию считает, что надо создавать ситуации успеха, давать человеку ощутить вкус победы. При этом необязательно добиваться олимпийских высот – способ отлично работает и на менее масштабных задачах.
Можно ставить перед собой скромные цели и обязательно фиксировать достижения – именно это позволяет изменить сознание и запрограммировать себя на успех. Опыт доктора Вейнгард показывает, что как только человек начинает отмечать свои удачные шаги, его буквально распирает от желания сделать что-нибудь еще!
Кстати, этот метод работает и для целого коллектива, ведь когда команда добивается успеха, люди заряжаются им и готовы трудиться еще более активно. А если успех подкрепляется материально или каким-либо другим способом, то мотивационного заряда хватает надолго! Благодаря этому улучшается психологическое состояние человека, а значит, жизнь становится более счастливой и успешной.