Задача медиатора в правовом конфликте – помочь сторонам урегулировать спор, не доводя дело до судебного рассмотрения. Первый вопрос, который обычно задают по поводу медиации – почему стороны не могут договориться сами?
Максим Петрович Божко – юрист, адвокат с более чем 20-летним опытом практики, имеет солидный опыт медиации в масштабных имущественных и корпоративных конфликтах. Он уверен, что залог успеха медиатора – отстраненная позиция и ориентация на длительную перспективу.
Корпоративный мир, да и мир вообще полон силовых линий, которые пересекаются и создают конфликты. Высокий уровень агрессии связан с повышенной витальностью, поэтому больших успехов в бизнесе часто достигают люди, для которых конфликт – естественная среда обитания. Они не пасуют перед трудностями, не боятся соперничества, умеют настоять на своем и продавить чужую позицию. Но именно эти качества могут стать ловушкой в сложной правовой или этической ситуации. Противостояние, возникающее между двумя и более сильными игроками, часто не только затягивается на долгие годы, но и грозит погрести под собой весь бизнес, который нынешние оппоненты еще недавно строили совместно. Тогда приглашают медиатора.
Практика медиации в корпоративных и имущественных спорах распространяется все шире, потому что медиация отвечает сразу нескольким важным запросам конфликтующих сторон. Медиация быстрее и дешевле, чем судебный процесс (особенно это заметно в странах с высокими судебными издержками). Она позволяет сохранить конфиденциальность, скрыть от посторонних глаз какие-то важные для сторон детали бизнеса. Наконец, медиация – гибкий процесс, в ходе которого можно учесть дальнейшие коммерческие перспективы актива. Если медиатор, как адвокат Максим Божко, обладает еще и компетенциями антикризисного управления, он помогает сторонам выработать решение, позволяющее сохранить актив и дать ему вторую жизнь.
По закону, медиатором в любом конфликте может быть любой совершеннолетний, дееспособный и несудимый гражданин нашей страны. Однако на деле реального успеха в медиации добиваются не просто получившие специальную подготовку юристы, а люди с определенным мировоззрением. Ключевой компонент здесь – умение оставаться безразличным к результату.
Парадокс? Отнюдь. Когда мы говорим о медиации, в безразличии – сила.
Вспомните недавно нашумевший сериал «Слово пацана», в котором ожесточенность конфликта не оставляет героям выбора: ты можешь быть либо на одной стороне, либо на другой. Среднего не дано, а за верность своим могут даже убить (и убивают). Со стороны это выглядит дико, но именно так зачастую настроены вчерашние бизнес-партнеры. За их позициями в конфликте стоят не только рациональные убеждения, но и целый комплекс эмоциональных проблем, обманутых ожиданий, проблем авторитета, иерархии, самооценки, а порой и ложных убеждений о себе как о личности. Чем больше масштаб конфликта и чем сложнее отношения сторон, тем сильнее кипят страсти. Стороны готовы отстаивать свою точку зрения вплоть до уничтожения актива, лишь бы он не достался оппоненту. И тут приходит медиатор. В идеале – это опытный юрист, который разбирается в тонкостях управления бизнесом, понимает бухгалтерию, актуальную ситуацию на инвестиционном рынке, знает психологию и сам обладает внутренней устойчивостью.
Конфликт, в котором увязли стороны, для медиатора – интеллектуальная задача. Он эмоционально не привязан ни к одному из возможных вариантов урегулирования. У него отсутствует эффект «туннельного зрения», который, как знают физиологи, часто возникает при сильном стрессе. Он не оперирует понятиями выигрыша и проигрыша, любое решение – это только один из вариантов выхода из конфликта. Поэтому медиатор не только видит больше вариантов, но и умеет объяснить оппонентам все плюсы и минусы того или иного решения.
Приглашая медиатора, стороны конфликта уже, в принципе, понимают, что для них желательно мирное урегулирование. Какой-то вариант win-win решения, которое позволит сохранить лицо и перспективы в бизнесе. Но сами они добиться этого не в состоянии, мешают эмоции, убеждения и накопившаяся вокруг конфликта мифология. Именно медиатор помогает отделить существенное от неважного, расставить приоритеты, вспомнить, что жизнь продолжится даже после самого ожесточенного конфликта – и как она будет проходить, решается здесь и сейчас. Зачастую приходится убеждать стороны в том, что быстрое и радикальное разрешение болезненной ситуации – не лучший выход с точки зрения деловой репутации и даже финансового успеха. И продолжать вести процесс медиации, постепенно снижая градус накала и приводя стороны к оптимальному решению.
По закону, медиатор обязан сохранять непредвзятость и беспристрастность. Но я бы сказал, что это не требование к специалисту, а важнейшее условие работы медиатора, без которого невозможен успех, особенно долгосрочный. Только абсолютно спокойное, безразличное отношение к тому или иному варианту исхода событий гарантирует доверие к медиатору со стороны всех оппонентов. И только оно помогает медиатору сохранять ясность, видеть полную картину и учитывать интересы всех сторон с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего дня.