Календарь московской жизни на 2014 год пестрит значимыми событиями. В столице строят новые прямые дорожные развязки вместо устаревших клеверных, открывают транспортно-пересадочные узлы, обустраивают парковки и реконструируют площади. Отдельной строкой в планах на ближайшее будущее вписаны проекты по развитию присоединенных территорий – Новой Москвы.
Еще в то время, когда расширение административных границ города только начали обсуждать, эксперты подняли важный вопрос: нельзя превращать присоединенные территории в унылые спальные районы.
Если позволить жилой застройке выйти «на первый план», и не развивать инфраструктуру, то покупатели квартир в новых домах рискуют оказаться в своего рода вакууме.
Но одного только равномерного развития, когда параллельно с жилыми домами строятся детсады, поликлиники, школы, тоже недостаточно. Дороги, детсады и школы – самые слабые места в инфраструктуре Троицкого и Новомосковского административных округов.
Сейчас сюда переезжает такое количество новоселов, что объекты, построенные раньше, не справляются с возросшей нагрузкой. У жителей Новой Москвы должна быть возможность работать в своем же районе. Чтобы «новомосквичам» не приходилось каждый день ездить на работу в «старую» Москву, решено развивать сразу несколько центров активности.
В Новой Москве появятся так называемые точки роста – специализированные кластеры, каждый со своей тематической «ориентацией». Портал новостроек Novostroy-M.ru, который пристально следит за тем, как развивается Новая Москва, не так давно написал о 12-ти таких точках. Именно эти центры притяжения помогут присоединенным территориям развиваться гармонично и равномерно.
В поселке Коммунарка будет многофункциональный административно-деловой центр; близ Внуково построят аэрополис; в Румянцево – технопарк, в Троицке – научный центр.
В ближайших планах – открытие историко-рекреационного комплекса, образовательного и медицинского кластеров, многофункционального кластера «Мосрентген» с гостиницами, офисами и производственными мощностями.
На карте Новой Москвы появятся кластер «Вороново», логистический кластер «Киевский», агрорайон «Рогово» и агропроизводственный кластер «Кленово». Все «точки роста», связанные единой транспортной инфраструктурой, будут дополнять друг друга.
Приоритетными среди 12-ти точек роста стали те, что расположены ближе к МКАД. Уже стоятся первые объекты делового центра в Коммунарке и румянцевского технопарка.
До конца года будет полностью реконструирована дорожная сеть на участках Мамыри-Саларьево, Калужское шоссе-Киевское шоссе (у деревни Рассказовка). Аэрополис во Внуково строится по образцу аэропортов в Гонконге и Дубае; помимо объектов, ориентированных на прием и отправку воздушных судов, в окрестностях аэропорта построят отели, офисные центры, складские помещения.
Медицинский и образовательный кластер будут активно развивать через три-пять лет. А вот агропроизводственный сектор появится на повестке дня в последнюю очередь.
Эксперты считают, что облик Новой Москвы напрямую зависит сейчас от того, насколько последовательны будут власти в реализации озвученных планов.
Если удастся сформировать на присоединенных территориях автономные кластеры, которые позволят образовать десятки тысяч новых рабочих мест, у столицы появится шанс стать полицентричным городом.
Это значит, что спустя два-три десятилетия российской столице удастся избавиться от пробок и проблем с ежедневной «рабочей миграцией» с окраинных кварталов в центр и обратно.