Основные правила использования инвалидных колясок, соблюдение которых является обязательным для безопасности езды.
Содержание:
Почему это важно
Считается, что езда на инвалидной коляске является простой и абсолютно очевидной.Практика же доказывает обратное.
Получение травм при передвижении на кресло-коляске событие рядовое, каждый день десятки людей попадают из-за этого на больничную койку.
Основной причиной выступает незнание правил безопасной езды.
Ведь этому нигде не обучают, поэтому инвалиды в большинстве случаев вынуждены учиться на собственных ошибках.
Если кто-то из ваших знакомых недавно был вынужден начать передвигаться на инвалидной коляске – обязательно дайте ему почитать нашу статью!
Это может уберечь его от получения серьезных травм и увечий, либо повреждения кресло-коляски.
Коляски и автомобили
Инвалидные коляски очень низкие и встречаются на дорогах достаточно редко.Из-за данных двух причин водители, как правило, их не замечают вовремя, в том числе, на пешеходных переходах.
Про проезжую часть и особенно оживленные перекрестки даже говорить не приходится.
Поэтому, чтобы избежать наезда автомобиля, инвалид-колясочник должен соблюдать не только ПДД, но и другие разумные меры:
Правило перестраховки и уступки права проезда другим транспортным средствам в любых случаях, сводит риск аварий до абсолютного минимума.
Не ждите от водителей, что вас вовремя заметят и уступят дорогу.
Даже одного случая невнимательности или дорожного хамства, может быть достаточно для тяжелейших последствий.
Опрокидывание вперед
Механические и электрические инвалидные коляски с маленькими передними колесами и большими задними склонны к опрокидыванию вперед.Для инвалидов такое происшествие, как правило, заканчивается переломами и черепно-мозговыми травмами.
Когда коляска опрокидывается вперед:
Помимо опрокидывания самой коляски, инвалид-колясочник может съехать с сиденья и упасть вперед.
Причины этого явления аналогичные, но последствия бывают даже тяжелее.
От вылета с кресло-коляски достаточно использовать ремень безопасности, фиксирующий тело к сиденью и спинке.
Как обезопаситься?
1. Необходимо научиться определять угол наклона пандусов и дорог.Если он более 8 градусов, то стоит найти альтернативные пути или же передвигаться максимально медленно.
Помочь в определении угла наклона поможет следующая картинка.
2. Внимательно следить за дорогой, чтобы не влететь в яму и не наскочить на бордюр.
Скорость движения должна быть соразмерна реакции, чтобы была возможность остановиться или сманеврировать вовремя.
3. Регулярно проверять исправность передних колесиков.
Спуск на инвалидной коляске всегда намного опаснее и сложнее, нежели подъем из-за невозможности поддерживать баланс путем наклона тела вперед.
Опрокидывание назад
Опрокидывание назад характерно для инвалидных колясок с большой разницей в размере передних и задних колес.В зоне риска, как классические модели с маленькими передними колесиками, так и кресло-коляски с маленькими задними колесами.
Опрокидывание назад происходит в следующих случаях:
Опрокидывание назад чаще встречается на механических колясках, однако электрические также не застрахованы, особенно при агрессивной езде.
Как обезопаситься?
1. При езде в горку или заезде на пандус с углом наклона более 4 градусов, стоит наклонять тело вперед.Чем сильнее наклон, тем больше наклоняется тело, чтобы уравновесить коляску и не дать ей опрокинуться.
2. Необходимо избегать самостоятельного преодоления наклонов с углом более 6 градусов.
В таких случаях требуется сопровождающее лицо, поддерживающее инвалидную коляску за задние ручки.
3. При невозможности получения помощи или объезда, крутые подъемы преодолеваются на минимально возможной скорости.
4. При большой разнице в размере колес, нужно использовать на кресло-коляске антиопрокидыватель.
Он не спасает от опрокидывания на 100%, но в большинстве случаев помогает.
Опрокидывание назад наиболее опасно на инвалидных колясках с низкой спинкой из-за высокого риска удара головой об дорожное покрытие.
Владельцам таких кресло-колясок необходимо быть максимально аккуратными.
Опасная езда
Опасной ездой называют маневры, которые часто приводят к падению с коляски или ее опрокидыванию, а также к столкновению с различными препятствиями и людьми.Для инвалидов, которые только начинают осваивать передвижение на коляске опасная езда, как правило, не характерна.
Однако некоторые маневры могут выполняться из-за незнания и непонимания важных моментов, либо опасностей.
Повороты на высокой скорости – инвалидные коляски обладают гораздо худшей устойчивостью на поворотах, нежели другой транспорт.
И в целом, к маневрам на высокой скорости не приспособлены.
В повороты необходимо входить на скорости 4-6 км\ч.
Что снизит вероятность опрокидывания, потери управляемости и существенно продлит срок службы «ходовой» кресло-коляски.
То же самое касается и разворотов. Но разворачиваться необходимо в два этапа, сначала полная остановка – потом разворот. Либо без остановки, но на скорости 2-3 км\ч.
Быстрая езда – на инвалидных колясках с большой разницей в диаметре передних и задних колес высокая скорость опасна.
Так как они склонны к опрокидыванию в случае возникновения на пути низкого препятствия (ямы, возвышения, кирпичи и т. д.).
Поэтому большинство производителей искусственно занижают максимальную скорость.
Но есть и модели, где такого ограничения нет. При езде на таких колясках, инвалид должен осознавать опасность и двигаться не спеша по дорогам и тротуарам с плохим покрытием. Рекомендация касается также мест, езда по которым осуществляется впервые.
Бездорожье – большинство механических и электрических инвалидных колясок не отличаются высокой проходимостью.
По снегу, грязи и гололеду они «чувствуют» себя неуверенно.
Поэтому езды в подобных условиях стоит избегать, а при невозможности – двигаться медленно и просчитывать заранее, куда коляску может повести по льду или мокрой поверхности.
Чего, как правило, новички не делают, передвигаясь слишком быстро и резко маниврируя, как при езде по сухому покрытию.
Бордюры
Преодоление бордюров сложнейшая задача, как для механических, так и для электрических колясок.Она требует от инвалида хорошего владения коляской, ее буквально нужно чувствовать.
В противном случае можно перевернуться или сломать коляску (при неправильном заезде нагрузка на колеса и раму колоссальная).
Как обезопаситься:
При этом нужно понимать, что техника заезда разная на механике и электрике, а также зависит от размера колес и их соотношения по диаметру.
Травмы пальцев
Травмы пальцев различной тяжести характерны для инвалидов, передвигающихся на механических кресло-колясках с прямы приводом.В 95% случаев причины следующие:
Для исключения перечисленных причин достаточно использовать на колесах специальные защитные колпаки.
У известных брендов (Оттобок и др.) они достаточно дорогие. Но наши умельцы делают не хуже и их изделия в 3-4 раза дешевле, что делает колпаки доступными по цене для инвалидов-колясочников.
Травмы ладоней
Люди, которые только начинают ездить на механических колясках часто недооценивают нагрузку на ладони, создаваемую при кручении обручей.Обычно это заканчивается «кровавыми» мозолями и невозможностью выбираться на улицу несколько недель.
Чтобы этого избежать, начинать езду необходимо в кожаных или специальных перчатках для инвалидов.
И только понемногу крутить обруч голыми ладонями, чтобы они постепенно привыкали к столь высокой нагрузке.
Простуды
Сильнейшие простуды еще один неприятный момент, через который проходят практически все инвалиды-колясочники.Причиной служит привычка одеваться так, чтобы было тепло при ходьбе.
А на инвалидной коляске в обычной одежде очень легко замерзнуть, причем критически сильно.
Выход из положения есть простой и сложный: