Анатолий Кузнецов – известный актер. Он был востребован как советским, так и российским кинематографом, в его «творческом багаже» масса замечательных ролей, а всего в фильмографии – более 100 киноролей. Однако, знаменитым и народно любимым он стал, благодаря одной – красноармейца Сухова из фильма «Белое солнце пустыни».
Анатолий Борисович Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве, в семье певца Бориса Кузнецова, который сначала пел в джазе Кнушевицкого, затем на радио и в хоре Большого театра. Глядя на отца, Толя тоже увлекся творчеством – в детстве и юности он учился в музыкальной школе, а затем, показав неплохие вокальные данные, поступил в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. На вокальном факультете, где учился Кузнецов, сценическое мастерство преподавала Н.О. Смирнова, в прошлом участница Музыкальной студии Станиславского. Именно она, отметив его способности, посоветовала Кузнецову поступить в театральное училище.
И в 1951 году Анатолий подал документы сразу в два вуза – в Щукинское училище и Школу-студию при МХАТе, и сумел поступить в оба. Но в конечном итоге выбрал Школу-студию при МХАТе, где успешно учился на курсе А.Карева и Н.Дорохина. И именно на этом курсе тогда еще начинающий режиссер О.Ефремов начал создавать театр «Современник».
После окончания Школы-студии в 1955 году Кузнецову предложили работу сразу в двух театрах на выбор – в московском «Современнике» и в Театре имени Волкова в Ярославле, но он выбрал кинематограф. Кстати, в кино он дебютировал еще будучи студентом – в картине «Опасные тропы» (1954), где исполнил одну из центральных ролей, и сразу был замечен режиссерами. Уже в 1955 году Кузнецов получил два приглашения – на главные роли в картинах «Гость с Кубани» и «За витриной универмага», а в следующем году сумел сняться сразу в трех фильмах: «Путешествие в молодость», «К Черному морю» и «Случай на шахте восемь».
В 1958 году он стал актером Театра-студии киноактера, на сцене которого сыграл несколько ролей. Но кино более привлекало Кузнецова, тем более, что и предложений интересных ролей от режиссеров было немало. Поэтому в большей степени Анатолий Борисович известен как киноактер. Среди самых значительных его работ первых лет кинокарьеры – роли в фильмах: «Случай на шахте восемь» (1956), «На дорогах войны» (1958), «Друг мой, Колька» (1961), «Утренние поезда» (1963), «Дайте жалобную книгу!» (1965), «Весна на Одере» (1967), «Люди на Ниле» (1968) и других. Хотя ролей могло быть значительно больше, если бы сам актер порой не отказывался от них в силу своей востребованности.
Но всенародно известным и любимым Анатолий Кузнецов стал после роли красноармейца Федора Сухова в фильме В. Мотыля «Белое солнце пустыни». Именно после выхода на экраны страны этой картины к нему пришли огромная популярность и международное признание – фильм демонстрировался более чем в 80 странах мира, а красноармеец Сухов в исполнении Кузнецова стал культовой фигурой. Известно, что этот фильм стал своеобразным талисманом для наших космонавтов – каждый вновь отправляющийся в космос экипаж обязательно смотрит его накануне старта. Для них это добрый знак.
Кстати, благодаря тому, что «Белое солнце пустыни» показывали в разных странах, и сам Кузнецов побывал во многих из них. И его стали приглашать в свои картины и зарубежные режиссеры. Так, актер снялся в нескольких совместных советско-болгарских постановках, в советско-югославском фильме «Единственная дорога» (1974), в чехословацких фильмах – «Один сребреник» (1976) и «Гордубал» (1979). Последнюю картину сам Кузнецов считал одной из лучших в своем послужном списке.
Не менее активно снимался он и на Родине. Среди наиболее интересных его работ последующих лет – роли в фильмах: «Освобождение» (1968-1971), «Горячий снег» (1972), «Жизнь на грешной земле» (1973), «По секрету всему свету» (1976), «В зоне особого внимания» (1977), «Вторая весна» (1979), «Случай в квадрате 36-80» (1982), «Медный ангел» (1984), «Битва за Москву» (1984-1985), «Без солнца» (1987), «Русская рулетка» (1989), «Гений» (1991), «Ширли-Мырли» (1995), «На углу, у Патриарших…» (1995) и многие другие.
В одной из картин – «Райское яблочко» (1998) – Анатолий Борисович не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве продюсера. А среди его киноработ в новом тысячелетии – в фильмах: «Кодекс чести» (2002), «Кавалеры Морской Звезды» (2004), «Евлампия Романова-2» (2004), «Турецкий гамбит» (2005), «Участок» (2006), «Немец» (2011), «Мосгаз» (2012) и другие.
Всего в фильмографии актера за годы его активной творческой карьеры более 100 ролей, которые сыграны с полной отдачей. Причем играл он как положительных, так и отрицательных персонажей, и чаще всего – военных. Но, несмотря на огромную загруженность в кино, Кузнецов не забывал и про театральную сцену. В разные годы он играл в спектаклях: «Светлые души» по рассказам В.Шукшина, «Суровое поле» по повести А.Калинина и «Сюрпризы семейного уик-энда» – антрепризной комедии. От этой работы, по словам самого актера, он получал не меньшее удовольствие, чем от съемок в кино.
Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства – Кузнецов награжден орденами Почета, Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Серебряной медалью имени Александра Довженко и украинским орденом «Золотая фортуна» III степени.
Актер был женат на Александре Ляпидевской – дочери легендарного летчика А.В. Ляпидевского, которая также была связана с работой в кино. Она закончила режиссерский факультет ВГИКа и снимала научно-популярные фильмы. В этом браке родилась дочь Ирина (1974 г.р.).
До последнего дня Кузнецов продолжал много и активно работать. Помимо съемок в кино и работы в театре он также ездил по стране с творческими вечерами и концертами, а еще принимал участие в различных телепередачах.
7 марта 2014 года Анатолий Борисович Кузнецов скончался в Москве на 84 году жизни.