Игорь Фёдорович Масленников родился 26 октября 1931 года в Нижнем Новгороде. В 1932 году семья переехала в город Колпино Ленинградской области. С детства Игорь любил рисовать, и это у него очень хорошо получалось. Поэтому после окончания средней школы в 1949 году он отправился поступать в Академию художеств, но в последний момент передумал.
В 1954 году Масленников окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета по двум специальностям – филолог и журналист. Ещё на четвертом курсе он начал работать в газете – был ответственным секретарём многотиражки «Ленинградский университет», а в 1956 году его направили на работу на Ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции. Здесь в течении практически 10 лет Игорь работал редактором, сценаристом, художником, автором-оператором (выпускал тележурнал «Молодой ленинградец») и сценографом (работал над телеспектаклями).
Первым спектаклем, к которому Масленников придумал декорации, был детский – «Приключения Жакони», затем он оформил ещё несколько. Как художник сделал спектакли «Пасынок» (1960) в Малом драматическом театре, «Интервенция» (1962) в ДК имени Горького, «Перед ужином» (1963) в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» (1964) в Ленинградском театре музыкальной комедии.
Также в этот период во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве, Масленников, снимая фестивальные интервью и репортажи, научился владеть камерой и сквозь её объектив видеть мир. Это было время обширных международных молодёжных обменов, и с камерой в руках Игорь сопровождал поездки ленинградской молодежи по миру и снял несколько документальных киноочерков. А вместе с режиссёром Цуцульковским он делал первые «Голубые огоньки» и ещё успевал работать в БДТ у Г. Товстоногова.
Но режиссура манила Масленникова всё больше, и в 1965 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» (мастерская Г. Козинцева), по окончании которых в 1967 году стал режиссёром этой киностудии и дебютировал в кино в 1968 году фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина». В последующие годы Игорь Фёдорович работал в самых разных жанрах, ставя фильмы для детей – «Завтра, третьего апреля…» (1969), о спорте – «Гонщики» (1972), исторические картины – «Ярославна, королева Франции» (1978), «Под каменным небом» (1974), мелодрамы «Сентиментальный роман» (1976) и другие.
Огромную известность Масленникову принесли цикл телевизионных фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (впервые показанный по Центральному телевидению в конце 1970-х – начале 1980-х годов) и трилогия «Зимняя вишня», которые стали крупным и заслуженным успехом режиссёра.
Масленников надолго закрепил в сознании миллионов зрителей свою трактовку героев и сюжетов Конан Дойла, найдя великолепных исполнителей не только на главные, но и на второстепенные роли (В. Ливанов, В. Соломин, Б. Брондуков, Р. Зеленая, Н. Михалков и др.) и уделив пристальное внимание достоверности исторических и бытовых деталей. А мелодрама «Зимняя вишня» (1985) открыла для широкого зрителя актрису Е. Сафонову. Фильм и его героиня пользовались таким успехом, что спустя несколько лет режиссёр снял его продолжение.
Среди других знаменитых режиссёрских работ Масленникова – фильмы: «Пиковая дама» (1982), «Продление рода» (1988), «Филипп Траум» (1989), «Тьма» (1992), «Что сказал покойник» (1999), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Письма к Эльзе» (2002), «Тимур и его коммандос» (2004), «Русские деньги» (2006), «Взятки гладки» (2008), «Банкрот» (2009)… Всего около 30 картин.
Ещё в 1971 году режиссёр начал своё плодотворное сотрудничество с композитором В. Дашкевичем, который стал автором музыки почти ко всем его фильмам. В ряде своих картин Масленников выступал и в роли сценариста.
В его работах – вкус той роскошной русской кинотеатральной традиции, которая была принадлежностью только русского кинематографа, воспитанного великой литературой и великим театром, когда в кадре осмысленно всё – от поведения актёров до пейзажа и атмосферы, которую на равных с оператором и художниками создает и композитор. Про себя Масленников говорит: «Я из той режиссуры, которая выращивает спектакль или фильм как садовник. Для меня главное – собрать хорошую компанию и всем вместе вырастить растение – фильм. Научился этому у Товстоногова…».
Известен Игорь Федорович был и как активный общественный деятель – более 20 лет он являлся президентом петербургской студии «Троицкий мост», был председателем Союза кинематографистов России (1990-1994), а затем и первым секретарем (1999-2004). В 1998-2003 годах Масленников возглавлял мастерскую режиссуры игрового кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, а с 2011 года руководил Высшими режиссёрскими курсами Института повышения квалификации и с 2002 года вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Профессор, академик Российской академии кинематографических искусств и Евразийской академии телевидения, автор книг «Бейкер-стрит на Петроградской» и «Из личной кинопрактики. За стопкой стопка».
Масленников – Заслуженный деятель искусств и Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премий России в области литературы и искусства и многих МКФ. Награждён орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры».
Игорь Фёдорович Масленников скончался 17 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге.