Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Он является одним из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.
Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, настоящее имя — Ерун Антонисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken) родился в городе Хертогенбосе (сегодня Голландия) примерно в 1450 году, но более точная дата рождения не известна. Вообще, о жизни художника сохранилось очень мало сведений. Известно, что он родился в большой семье потомственных художников, поэтому с детства приобщился к живописи и первые уроки ремесла получил в семейной мастерской.
Затем несколько лет Босх обучался искусству в других городах, и в Хертогенбос в 1480 году он вернулся уже свободным мастером-живописцем. Тогда же он женился на девушке из состоятельной семьи. Брак дал художнику материальное благополучие и положение в обществе. С этого времени Босх получил возможность работать для себя самого, что было редкостью для художников того времени.
Жизненный и творческий путь Иеронима неразрывно связан с его родным городом, а также с религиозным Братством Богоматери, где он был членом и работал вплоть до своей смерти. Художник активно участвовал в делах Братства, выполнял для него заказы. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь несколько подписаны, и ни одно не датировано самим художником. Поэтому стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-1480), зрелый (1480-1510) и поздний периоды.
Наиболее известные картины Босха раннего периода творчества — «Извлечение глупости», «Семь смертных грехов», «Корабль дураков», «Брак в Кане» носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами сатиры. Это иронические притчи о смысле жизни, философские размышления о принципах мироздания. Здесь впервые появляется живописно написанный панорамный пейзаж, который в последствии стал одной из характерных примет произведений Босха.
Зрелый период творчества художника отмечен созданием его главных шедевров, обеспечивших ему посмертную славу — больших алтарных триптихов, самые известные из которых — «Воз сена» и «Сад наслаждений». Характерное для картин Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея. Наряду с религиозными сюжетами, появляются многочисленные фантастические гротески. Эпизоды, полные красоты и поэзии, соседствуют с сценами насилия, жестокости и порока, а фигуры людей перемежаются с чудовищами и монстрами.
Картины позднего периода контрастно несхожи по своему мироощущению, в них царит почти безмятежный покой. Наиболее гармоничными по цветовому и композиционному исполнению являются триптихи «Поклонение волхвов» и «Искушении св. Антония».
Прижизненная слава о художнике распространилась далеко за пределы родного города. Он выполнял заказы даже для Бургундского двора. Искусство и творчество Босха всегда обладало огромной притягательной силой и стало предметом многочисленных исследований и толкований. Стиль Босха уникален, и для понимания его образов ученые обращались к религии, истории, астрологии, алхимии и даже к психоанализу.
Умер Иероним Босх 9 августа 1516 года в Хертогенбосе.