Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К. Станиславским, Е. Вахтанговым, В. Мейерхольдом…
Анатолий Васильевич Эфрос (Натан Исаевич) родился 3 июля 1925 года в Харькове Украинской ССР. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н. Петрова и М. Кнебель).
Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и другие.
После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им. Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В. Гафт, А. Збруев, М. Державин, Л. Дуров, А. Ширвиндт, Ю. Колычев, О. Яковлева и другие.
Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова.
Эфрос всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера.
В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и другие.
Эфрос ставил спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства.
В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке, заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю. Любимова. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М. Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А. Чехова и другие.
Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало…
13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скончался в Москве от инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище столицы.