Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Трагическая смерть на костре сделала его мучеником за свободу мышления.
Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno, настоящее имя - Филиппо) родился в семье солдата в местечке Нола недалеко от Неаполя в 1548 году. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 году вступил в доминиканский орден; в 1572 году стал священником.
Обвиненный в ереси в 1576 году, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы.
В 1592 году по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593 году, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии. Осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей.
Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600 года.
Среди ранних сочинений Бруно – комедия, несколько трактатов, диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе «О причине, начале и едином» (1584).
Космология Бруно изложена в его работе «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет.
Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор.