Орас Верне был одним из самых известных среди мастеров батального жанра 19 века. Благодаря государственной важности батальной живописи в таких странах, как Франция и Россия, его творчество было очень востребовано.
Эмиль Жан Орас Верне (фр. Emile Jean Horace Vernet) родился в Париже 30 июня 1789 года, в год смерти своего деда — Клода Жозефа Верне, основателя династии, пейзажиста, романтика бурь, закатов и лунных ночей.
Орас получил прекрасное гуманитарное образование в колледже Четырех Наций, а также учился у отца, Карла Верне. Юный Верне прославился прежде всего произведениями на батальные темы, — он пишет яростные схватки, сражающихся воинов на вздыбленных конях, пейзажи с клубящимися тучами, ураганами, кораблекрушениями. Его стихия — человек в экстремальных ситуациях и природа.
«Наполеон при Фридланде» (1835, Версальский дворец, Франция, Общественное достояние)
Несмотря на ведущий свой жанр — батальную живопись — Орас Верне работал почти во всех изобразительных жанрах: писал портреты, картины на исторические, бытовые и библейские сюжеты, делал много литографий и рисунков. Среди известных работ художника: «Мазепа, привязанный к лошади» (1826-1827), «Юдифь и Олоферн» (1830), «Польский Прометей» (1831), «Баллада о Леноре» (1839-1840), «Иуда и Фамарь» (1840) и другие.
Сюжеты картин Верне нередко исполнены таинственной фантастики и экзотики, где герои окружены экзотическим антуражем: роскошными тканями, эффектными драпировками, сверкающими драгоценностями. Бурная динамика и светотеневые контрасты уживались в картинах Верне и с традиционными приемами: гладкой живописной манерой, тщательно выписанными деталями, скульптурной трактовкой форм. Этот вариант романтизма пользовался большим признанием публики и власти.
«Мазепа, привязанный к лошади» (1826-1827, Музей Кальве, Франция, Общественное достояние)
Признание и успех сопутствовали Верне не только в искусстве, но и в дипломатии и в свете. Он сделал блестящую карьеру художника и дипломата, входя в политическую элиту страны как при Бонапарте, так и во время Реставрации. Уже в Салоне 1812 года он получил золотую медаль, в 25-летнем возрасте был награждается орденом Почетного легиона, а с 1825 по 1835 год занимал пост директора Французской академии в Риме.
Художнику поручались важные государственные заказы: плафон в зале египетских древностей в Лувре (1827), плафон в зале Государственного совета, цикл монументальных работ в Версале на сюжеты баталий при Иене и Фридланде (1836), Ваграме (1837) и др.
«Июльская революция 1830 года в Париже» (1832, Версальский дворец, Франция, Общественное достояние)
Орас Верне по крайней мере трижды приезжал в Россию с дипломатическими поручениями, где выполнил ряд заказов императора Николая I.
Картину «Инвалид, подающий прошение Наполеону» Верне написал в июле 1838 года по заказу Николая I. Монарх оценил монументальное полотно в 25 тысяч ливров.
Николай I не только сам предложил художнику сюжет «Парад в Тюильри», но и попросил включить в сюжет парада эпизод с инвалидом, подающим прошение Наполеону. Существует предание о том, что Николай I сказал: «Эта картина останется в моем кабинете. Я хочу всегда иметь перед глазами императорскую гвардию, потому что она могла нас разбить».
«Инвалид, подающий прошение Наполеону» (1838, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Общественное достояние)
Умер Орас Верне 3 декабря 1863 года в Париже.
Интересный факт: Артур Конан Дойл в своих произведениях породнил Верне и Холмса: Шерлок Холмс приходился Орасу Верне внучатым племянником.