Никола Пуссен (фр. Nicolas Poussin) родился (по одной из версий) 15 июня 1594 года в Лез-Андели в Нормандии. Талант к рисованию проявился у Пуссена очень рано. Его первым учителем стал художник Кантен Варен из Амьена. Он вдохновил молодого человека, и тот загорелся идеей стать знаменитым художником.
В 1612 году Пуссен отправился пешком в Париж. Здесь Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи.
В 1622 году Пуссен получил первый в своей жизни заказ – написать серию картин из жизни только что канонизированных святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Картины были заказаны парижской общиной иезуитов.
«Битва израильтян с амаликитянами» (1624-1625, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Общественное достояние)
Картины молодого художника оценил поэт Джованни Баттиста Марино. Он заказал Пуссену серию рисунков на мифологические сюжеты. Одиннадцать из этих рисунков уцелело, они хранятся сейчас в Королевской библиотеке.
В марте 1624 года, благодаря материальной поддержке Марино, Пуссен оказался в Риме. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции.
«Царство Флоры» (1631, Дрезденская картинная галерея, Общественное достояние)
После смерти Марино, художник остался в Риме без всякой поддержки и смог улучшить свои дела лишь после того, как нашёл себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого им были написаны «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 году был приглашён кардиналом Ришельё для украшения Луврской галереи в Париж, где уже Людовик XIII возвёл его в звание своего первого живописца.
В Париже Пуссен много работал, у него было много заказов. Но из-за этого у него появились и противники – в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, которым он составил сильную конкуренцию. Особенно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 году Пуссен был вынужден покинуть Париж, он вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти.
«Аркадские пастухи» (1637-1638, Лувр, Париж, Общественное достояние)
Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма в живописи 17 века. Особенно силен он был в пейзаже. Пейзажи художника проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.
Умер Никола Пуссен 19 ноября 1665 года в Риме.