Теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда — Пауль Клее был одним из наиболее оригинальных и изобретательных художников 20 века.
Пауль Клее (нем. Paul Klee) родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879 года в семье немецкого музыканта и преподавателя Ганса Вильгельма Клее и швейцарской певицы Иды Мари. В 1880 году семья перебралась в Берн.
В 1886-1890 годах Пауль посещал начальную школу и параллельно учился по классу скрипки в Муниципальной музыкальной школе. К 11 годам он настолько хорошо играл, что был приглашен участвовать в благотворительных концертах Бернского музыкального общества. Интересовался мальчик рисованием и поэзией.
В 1890 году Клее перешел в бернскую прогимназию и после окончания её в 1898 году переехал в Мюнхен, чтобы изучать изобразительное искусство. Живописи он учился в Академии художеств в 1898-1901 годах. Здесь он открыл для себя творчество Гойи, Блейка, Энсора, Ван Гога и Сезанна. В последующие годы Клее жил в Мюнхене, где входил в объединение «Синий всадник».
В 1912 году, посетив Париж, встретился с Робером Делоне, увидел работы Пикассо, Таможенника Руссо, Брака, которые также оказали влияние на творчество художника. В 1920 году вышло издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее.
Несмотря на его глубокое знание искусства прошлого и современности, создается впечатление, что образы художника возникли под влиянием чисто личных интуитивных впечатлений, а формы связаны с подсознательными ассоциациями и трактованы в нереалистической манере.
Впрочем, они редко достигают полной абстракции («Зоопарк», Нью-Йорк, коллекция Дженис; «Волшебная рыбка», Голливуд, коллекция Аренсберг).
Традиционные концепции пространства и рисунка у Клее заменяются построениями, напоминающими творчество детей или народный примитив («Пастораль», Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Художник использует богатые и разнообразные оттенки. Как особенность его техники следует отметить чувственную, поэтическую и уравновешенную линию. Она столь спонтанна и гибка, что дает эффект свободной импровизации, однако всегда осмысленна и подчинена индивидуальному стилю автора.
В 1921-1930 годах Клее преподавал в Веймаре и Дессау, а в 1931 году стал профессором дюссельдорфской Академии художеств. Однако, уже в 1933 году под давлением нацистов он был вынужден покинуть этот пост и вернуться в Швейцарию, где обосновался в Берне.
В 1935 году в Берне прошла большая экспозиция работ художника, в том же году у него были обнаружены признаки склеродермии, от которой он позже и умер. В 1937 году несколько его работ фигурировали на пропагандистской выставке нацистов «Дегенеративное искусство». В 1940 году состоялась последняя большая прижизненная выставка Клее в Цюрихе.
Умер Пауль Клее в Муральто, близ Локарно, 29 июня 1940 года. Его имя носит выставочный центр в Берне.