Малер — выдающийся композитор и дирижер. Его деятельность как дирижера составила эпоху в истории музыкального театра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р.Вагнера, В.Моцарта, Л.Бетховена, первым поставил в Вене оперы П.И. Чайковского, Б.Сметаны. А как композитор он известен рядом монументальных музыкальных произведений.
Густав Малер (нем. Gustav Mahler) родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет он начал учиться игре на фортепиано и обнаружил замечательные способности. В 1875 юношу отправили в Вену, где Густав поступил в консерваторию по рекомендации профессора Эпштейна.
В консерватории Малер раскрылся прежде всего как исполнитель-пианист. Интересовался он и симфоническим дирижированием. Но первые композиторские сочинения студенческих лет не отличались самостоятельностью и впоследствии были уничтожены самим композитором.
Малер не только занимался музыкой – его влекло к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.
С 1880 года он работал дирижером в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885 переехал в Прагу, где был дирижером Немецкого театра. За год пребывания в Праге Малер познакомился с произведениями композиторов национальной чешской школы – Сметаны и Дворжака, а также операми Глинки, Вагнера, Моцарта.
Следующие два года он посвятил работе в Лейпциге, в 1888 году стал директором и дирижером Королевской оперы в Будапеште, в 1891-97 годах Малер - первый дирижер Гамбургской оперы.
В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировоззрения и эстетики Малера. Именно в симфониях отразился психологизм, позволяющий передать музыкой духовный мир и конфликт с окружающим миром современного ему человека. Никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.
В 1896 году он перебрался в Вену, где стал директором, дирижером и режиссером Венской придворной оперы, которая под его руководством достигла расцвета. За этот же период Малер создал пять симфоний и несколько вокальных циклов. Венский период стал временем расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь – оперного.
В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк, приезжая в Вену только летом. В 1908-1909 годах он был дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в последующие два года руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний – «Песни о земле» и «Девятой». Десятая симфония была только начата. Впоследствии ее завершили ученики и последователи по эскизам композитора.
Умер Густав Малер 18 мая 1911 года в Вене.