История концерна «Фольксваген» (Volkswagen Aktiengesellschaft) началась в 1934 году. Когда только что пришедший к власти в Германии А. Гитлер выдвинул требование – разработать для немецкого народа небольшой, надежный и дешевый автомобиль. Это было поручено Ф. Порше – знаменитому немецкому конструктору, который уже через пару лет создал несколько прототипов первого «народного автомобиля» («volk» – народ, «wagen» – автомобиль). Один из них и был одобрен фюрером.
Этот первый Фольксваген получился удачным, и о нем заговорили, появились многочисленные публикации, в 1938 году в статье New York Times «Фольксваген» окрестили за внешнее сходство «жуком». Это прозвище настолько прижилось, что стало визитной карточкой автомобиля.
Для массового производства этого «народного автомобиля» 26 мая 1938 года в немецком городе Вольфсбурге (нем. Wolfsburg) началось строительство крупнейшего автозавода «Фольксваген». Гитлер лично заложил первый камень под заводскую новостройку, а вскоре была создана фирма Volkswagenwerk GmbH. Но надвигавшаяся война помешала наладить выпуск «Жука». Их была произведена всего дюжина, один из которых с удовольствием использовал и сам фюрер.
Во время Второй мировой войны строительство «Фольксвагена» было приостановлено, а завод перепрофилирован на производство военной продукции. После окончания войны предприятие попало под контроль англичан, в чьей зоне оккупации находился Вольфсбург. Они и передали заводу заказ на 20 тысяч автомобилей, и в 1947 году «Жук» был выставлен в Ганновере и привлек к себе большое внимание. Вскоре завод получил заказы на автомобиль из многих европейских стран.
В 1948 году сменилось руководство концерна, его возглавил Г. Нордхофф, а в состав вошли дипломированные инженеры с международным опытом работы на автозаводах и умевшие нестандартно мыслить. С их приходом автомобиль был усовершенствован, была налажена сеть автосервиса, постоянно велась работа с западными клиентами, открыта сеть дочерних предприятий за рубежом. Все это помогло создать концерну мощную сеть сбыта автомобилей и стать крупнейшим немецким индустриальным концерном с многомиллионными годовыми доходами.
В 1960 году «Фольксваген» был реорганизован в акционерное общество, а его «Жук» буквально заполонил мир. Но спад продаж на автомобильном рынке заставил компанию уделить внимание разработкам, и в 1970-х годах появились принципиально новые модели, наиболее удачной из которых стала «Гольф». Именно эта модель ознаменовала собой новый этап конкуренции в производстве класса компактных автомобилей, которые стали называться «гольф-классом».
В настоящее время немецкий автомобильный концерн «Фольксваген» – один из крупнейших по объемам продаж в мире, имеет свои заводы в 15 странах и выпускает автомобили под известнейшими марками, среди которых – Audi, SEAT, Skoda, Volkswagen, Rolls-Royce, Bentley, Bugatti, Lamborghini. Кроме легковых автомобилей, завод также осуществляет выпуск грузовиков, микроавтобусов, мотоциклов и электромобилей. Штаб-квартира находится в Вольфсбурге.
Сегодня каждый пятый новый автомобиль, проданный в Западной Европе, приходится на Volkswagen Group, что не случайно. Концерн предлагает целую серию современных автомобилей, отличающихся немецкой надежностью, качеством, которые воплощают в себе последние достижения в области автопроизводства, делая историей то, что вчера было мечтой.