3 ноября 1763 года Екатерина II удовлетворила прошение об отставке обер-архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, назначив ему пенсион в тысячу рублей в год.
Растрелли, еще мальчиком привезенный в Россию отцом, флорентийским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, почти полвека без устали трудился во славу Петербурга.
Период расцвета творчества архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741– 1744, не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749–1752), Строгановский дворец (1753–1754).
Летний дворец Елизаветы Петровны (построен в 1741, снесен в 1797. Раскрашенная гравюра М.И. Махаева, 1756, Общественное достояние)
С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752–1757 годах – шла перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне – город Пушкин).
Две наиболее известные работы Растрелли – это ансамбль Смольного монастыря (1748–1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754–1762).
Зимний дворец (Фото: V_E, по лицензии Shutterstock.com)
С воцарением в 1762 году Екатерины II при дворе возобладало мнение, что барочный стиль устарел – императрица предпочитала классицизм, и Растрелли перестали давать заказы.
Зодчий испросил отпуск и уехал на родину. Спустя год он вернулся с тайной надеждой, что интерес к его творчеству возродится, однако этого не произошло, и он решил уйти в отставку.